Уильям Тальбот. «Карандаш Природы»

Уильям Тальбот. «Карандаш Природы»

"Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов".

Исаак Ньютон

 

Трудно быть первым. Но тяжкое бремя первооткрывателя даёт человеку и невиданную свободу. Можно не обращать внимание на условности. Их ещё не успели придумать, они остались там, в Старом Свете, в другой жизни. Ты можешь не просто войти в Историю, ты можешь написать её так, как посчитаешь нужным. Или у тебя ничего не получиться и потомки не будут вспоминать твоё имя наравне с именами других героев.

Уильяму Генри Фоксу Тальботу не повезло. Он совершил открытие и вошёл в Историю, но его мало вспоминают неблагодарные потомки. Сейчас намного чаще можно услышать о его французском конкуренте Луи Дагере. Причин этому много и мы не будем рассматривать их под увеличительным стеклом. Скажем проще, стечение обстоятельств и ряд личных ошибок сделали изобретение Тальбота менее известным чем открытие Дагера. Но правда в том, что для становления фотографии негативно-позитивный фотопроцесс созданный Тальботом сделал намного больше, чем технология Луи Дагера. Но это техническая сторона нашей истории, а нас, в первую очередь, интересует творческая. Ведь Уильям Тальбот был не просто учёным: химиком и физиком. Уильям Тальбот несомненно имел художественный вкус и его творческое наследие на столетие предвосхитило то, что мы сейчас называем творческой фотографией.

Он шёл первый, он торил путь по неоткрытой стране и наш очерк посвящён его смелому и любознательному взгляду на  природу фотографии. Мы познакомимся с незаслуженно забытым творчеством Генри Фокса Тальбота, с его «Карандашом Природы».

Вопреки моему утверждение, творческий вклад Тальбота в фотографию не настолько предан забвению, как может показаться на первый взгляд. На его родине – Великобритании, его помнят, чтят и считают изобретателем творческой фотографии. К сожалению, это мнение мало распространено за пределами Туманного Альбиона. Так уж случилось, что лавры изобретателя фотографии вырвал у Уильяма Тальбота француз Луи Дагер. Конечно, это немало уязвило британцев, тем более, что свои исследования Тальбот и Дагера производили в одно время и первые результаты Уильям Тальбот получил раньше Луи Дагера.

Давайте узнаем немного больше о судьбе изобретения нашего героя и о обстоятельствах, которые не позволили ему стать официальным первооткрывателем фотографии.

QYKlDPqhB5b24j2LvmiUoy1Rc0WwRxouL3prlEL3.jpeg

Уильям Генри Фокс Тальбот родился в 1800 году в Уилкоке. Выходец из аристократического рода и выпускник Кембриджа Генри получил прекрасное образование и имел утончённый художественный вкус. Герой нашего повествования не стал художником или скульптором он избрал для себя путь исследователя и учёного. К 34 годам Тальбот уже было широко известен как первоклассный химик и физик. Но тяга к прекрасному никогда не оставляла его. Ещё в молодости он посетил Италию и настолько вдохновился её природными красотами, что открыл в себе тягу к рисованию. Желание творить столкнулось с жизненными реалиями. Отсутствие специального образования, а возможно и дефицит врождённого таланта рисовальщика не позволили ему реализовать себя как художника. Он пытался облегчить себе работу используя проекции с камеры-обскуры. Они не особо помогали, но на дворе стояли 30 годы XIX столетия и от использования камеры-обскуры до настоящего фотопроцесса оставался один шаг и Уильям Тальбот хотел его сделать. Тогда на помощь Тальботу-художнику пришёл Тальбот-учёный.

Одним из направлений его исследований было изучение светочувствительных материалов на основе соединений серебра. Возможность получения изображения с их помощью уже не была новостью в те годы, но основные помехи мешающие превращению химических опытов в процесс известный нам как фотосъёмка ещё не были решены. Заслугой Тальбота как раз и стало то, что он сумел их преодолеть. Разработанный им метод получения снимков получил название  - калотипия, что на греческом означает «прекрасный оттиск». Метод был довольно изящен и обладал, по сравнению с дагеротипом, рядом преимуществ.

Главный недостаток дагеротипии состоит в том, что в результате фотографирования вы получали один металлический снимок весьма скромного размера. Размножить такой снимок нельзя и для его просмотра необходимы технические ухищрения, вроде задника из чёрного бархата. Особенности технологии делают дагеротип не привычной нам позитивной позитивной фотографией и не негативом, а чем то средним. В зависимости от угла зрения он может выглядеть и как негативное изображение и как позитивное. Это была далёкая от совершенства технология: медленная, ограниченная и довольно громоздкая.

Калотипия была намного более технологичным и прогрессивным фотопроцессом. Насыщенную галогенидом серебра бумагу устанавливали в камеру и производили экспонирование. После этого её проявляли в растворе нитрата серебра с галловой кислотой. Снимки можно было размножать на светочувствительной бумаге изготовленной по той же технологии. Из негатива получаемого при съёмке при печати получали позитивные изображения. Кстати, эти базовые термины и само название фотография появились благодаря коллеге и другу Тальбота великому астроному и физику Уильяму Гершелю.  Именно он назвал изобретённую Тальботом технологию «фотографией» и ввёл в оборот обозначения «негатив» и «позитив». Ещё одним важным преимуществом калотипии, привычным в наше время и недоступным для дагеротипов, была возможность изготовления неограниченного количества позитивов с оригинального негатива. Как вы могли убедиться, по сравнению с дагеротипией, калотипия практически не отличается от современного аналогового фотопроцесса. 

Казалось бы, вот более совершенный, чем дагеротипия, фотопроцесс, вот его изобретатель аристократ и видный учёный. Так почему же не его считают «отцом» фотографии? Дело в том, что Дагер первым получил патент на своё изобретение. И как ни парадоксально, но художник Луи Дагер оказался лучшим коммерсантом, чем аристократ Уильям Тальбот. Пока Тальбот, получивший первые практические результаты раньше Дагера, доводил свою технологию до совершенства, Дагер уже вовсю рекламировал свой фотопроцесс. А ещё, Дагеру очень повезло, что его изобретению оказал протекцию известный физик Франсуа Араго. Именно Араго предложил продать патент на изобретение Дагера правительству Франции. Если бы не это обстоятельство, а так же тот факт, что французское правительство сделало дагеротипию общественным достоянием, ещё не известно как могла сложиться его судьба.

Но вернёмся к нашему герою. Я не знаю какие чувства испытывал Уильям Тальбот когда узнал о получении Дагером патента на изобретение, не знаю я считал ли он себя проигравшим в этой гонке за первенство или нет. Но что мне известно совершенно точно, это то, что Тальбот был великим новатором и гениальным предтечей современной фотографии.

Главной работой Уильяма Тальбота, одновременно манифестом изобретённой им калотипии и её рекламным каталогом, стал первый в истории фотоальбом под названием «Карандаш Природы».

0YHJbcV6VHt0FKsb1nW3n6U6oKkNAb8pnhZwrrSQ.jpeg

На его страницах Тальбот опубликовал 24 снимка, 23 позитива и один негатив. С 1844 по 1846 год он выпустил около 250 экземпляров своего альбома. Почему я называю его главным трудом Тальбота как отца-основателя фотографии? Да потому, что «Карандаш природы» это не только 24 фотографии, это ещё и авторский текст с попыткой раскрыть возможности фотографии и описанием того, что можно назвать её первой в истории философией. Да, Уильям Тальбот не только рекламировал возможности своей технологии, он размышлял над тем чем может стать фотография, предвосхитив, таким образом, дискуссию разгоревшуюся в начале XX века. А теперь давайте предоставим слово самому Уильяму Тальботу и почитаем выдержки из «Карандаша Природы».

Вначале он рассказывает о том как пришёл к идее фотографирования: «Я полагаю будет уместно предварить описание этого нового метода Изобразительного искусства кратким описанием обстоятельств приведших к его открытию…

В один из первых дней Октября 1833 года на прекрасном берегу озера Комо, в Италии, я развлекал себя делая наброски с помощью Волластоновской камеры-люсиды, точнее сказать, я пытался их делать, но не очень успешно. Когда я отвёл взгляд от призмы, в которой всё выглядело прекрасным, я обнаружил, что предательский карандаш оставляет на бумаге лишь следы, приводящие меня в уныние. После множества бесплодных попыток я отложил карандаш в сторону и пришёл к выводу, что для того, чтобы рисовать нужен талант и соответствующее образование, которого я, к сожалению не имел…

Всё это заставило меня задуматься о неповторимой красоте подлинных картин Природы, которые воспроизводит на бумаге объектив камеры, сказочных картин, прекрасных мгновений, которым суждено раствориться в небытии. И в этот момент меня посетила мысль… Как чудесно было-бы заставить эти мгновения застыть, зафиксировать их на бумаге».

iMx7RdVgDwvw9QGh6BfJetsRU6tt88xUQNZgmvRZ.jpeg

Не находите в этом описании ничего знакомого? Фотография – как способ честной и объективной фиксации окружающей нас действительности во всём её многообразии. Вот так, удивительно современно, Тальбот сформулировал главный принцип фотосъёмки – фиксация неуловимых мгновений. Он почувствовал самое важное отличии фотографии от Живописи, возможность остановить Время, зафиксировать то, что никогда более не повторится. И в этом понимании, по моему мнению, кроется всё величии видения Уильяма Тальбота. Учёный, человек не понаслышке знакомый с Философией он понял то, на что остальным фотографам потребовалось 70 лет! Фотография это нечто большее чем способ получения изображения, это возможность увидеть и остановить мгновение. Быть может поэтому, пока остальные пионеры фотографии пытались продвигать фотоснимок как дешёвую альтернативу живописному портрету, Тальбот снимал вещи казавшиеся современникам дикими и ненужными.

Многие считаю, что родоначальником жанра Стрит-фото, был «папаша» Атже. Но посмотрите на эти снимки из «Карандаша Природы».

GZfVtbWeGbkll9Ak5Kpi4atc4nC6QTcbZZMhb8ZG.jpeg

ExkZCqd8H2sk7Oo3hsIOKP9jYZ9iiePfHZmfBmyO.jpeg

Это же настоящие жанровые снимки, тот самый «Стрит», да ещё и такого уровня, что многим современным фотографам стоит поучиться у Тальбота композиции и уровню проработки сюжета. Любопытно и то, что эти снимки являются частью серии работ посвящённых Вальтеру Скотту. Горячий поклонник его романов, Уильям Тальбот решил передать их атмосферу посредством своих снимков. Налицо самый современный подход. Здесь становиться очевидно, что человек придумавший саму идею фотографии разбирался в её эстетике намного глубже чем те, кто позднее просто использовали её как инструмент.

Были у Тальбота и другие жанровые работы, например «Плотники за работой».

5J7pGeJiu17wUs7UFyNRUQdpbUBElt51YizNnnct.jpeg

Он не ограничивался только съёмкой природы, он фиксировал и человеческую жизнь. Несмотря на технические ограничения вызванные несовершенством калотипии, несмотря на отсутствие удобных и мобильных фотокамер гений Уильяма Тальбота простирался за пределы доступной ему техники.

TJiH6pWzekK0nWdfQvZbjdL56Q49QWG9m6hcZRRg.jpeg

Особой частью его творческого наследия стали городские пейзажи. Учитывая длинные выдержки вполне понятно, что съёмка неподвижных зданий и улиц были тогда самым простым способам зафиксировать деятельность человека. Но и здесь проявился провидческий взгляд Тальбота. На его городских снимках мы видим оригинальную компоновку и акцент на деталях, характерный для нашего времени.

F5SbIXLavRvDEx3k9SzgHpf3VOCMDoZqiAzmwJDN.jpeg

z46unNOfztB14Cr4n8asWwvLDJP97nTBFedyCWx3.jpeg

Можно увидеть в его работах и то, что стало тенденцией самого последнего времени – размещение на снимке человека как ключевого, связующего, элемента пейзажа.

APjNOqlgFATPPkCwDhfxyDsP6Q9YDDk6BiMUXRpA.jpeg

Воистину, если хочешь найти что-то новое, хорошенько покопайся в старом. Лично мне это говорит только о том, что Уильям Тальбот действительно был отличным фотографом. Несмотря на бездну кажущихся нелепыми снимков бытовых предметов и вещей, которыми насыщен «Карандаш Природы», он обладал настоящим видением. Понимал как получить изображение того, что он видит с помощью своего инструмента, фотокамеры. А съёмки коллекции семейного фарфора или кружев? Это были эксперименты по определению границ возможностей фотографии и её прикладной полезности. Не стоит забывать, что у Тальбота не было предшественников. Он сам искал возможности применить своё изобретение и то, что мы сейчас называем технической фотографией, криминалистической фотографией, фотокопией тоже обязаны своим появлением на свет его смелым экспериментам.

Как писал в комментарии к своему снимку семейного фарфора сам Тальбот: «Если вдруг вор решит похитить эти ценности и подобное безмолвное свидетельство будет использовано против него в суде, то подобное изображение станет новым родом доказательств».

yHDrmTkj42k9h9AMVyLU9CGiSqFfcXTwpTZMmq4l.jpeg

Как видите, не самый слабый аргумент и звучит он в нашу эпоху повального применения фото и видеосвидетельств совсем по иному, чем в середине XIX века. Говорит ли это о гениальном провидческом даре Уильяма Фокса Тальбота? На мой взгляд, да. Вы сами видите по его работам, насколько далеко вперёд заглянул этот человек. Он явно опередил своё время. И как сказал сенатор от Альдераана Лея Органа по поводу совсем других людей: «Они были не к месту и не ко времени и поэтому стали героями».

Таким героем стал для фотографии и Тальбот. Незаслуженно забытый гений, атлант на плечах которого покоиться величественное здание современной фотографии. Почаще вспоминайте его и наслаждайтесь его старыми, но такими современными по духу снимками.

Хороших вам кадров, друзья.

3b5NVdaaTkObd5a12bXBqvaHZ6OoY9GWNEDskznN.jpeg

Комментарии отсутствуют