Здравствуйте, друзья! Я не думаю, что буду кривить душой, если скажу, что пейзажная фотография - это мой хлеб. И, как и у любого специалиста, который долго занимается своим делом, у меня есть некие профессиональные приёмы. Секретами их назвать нельзя, хотя бы потому, что всё, что можно было придумать толкового в пейзажной фотографии, придумали задолго до моего рождения. Мне оставалось только подсмотреть это у более опытных фотографов или прочитать о чужом опыте и модифицировать его под свои персональные условия. И, учитывая, что никакой тайны в этом нет, не грех мне поделиться своими наработками с начинающими коллегами по ремеслу и увлечению.
О чём пойдёт речь сегодня? О простой штуке, которая сильно упрощает жизнь фотографу пейзажисту – о календаре климатических условий. Саму идею я полностью почерпнул у Джона Уэйда в его книге «Пейзажная фотография». Но первые мысли по поводу составления чего-то подобного у меня появились ещё при прочтении книги Дэвида Килпатрика «Свет и освещение». В ней автор настолько уверенно и точно перечислял условия съёмки в различных странах и в различные времена года, что у меня невольно возник вопрос, а откуда ему это стало известно? Несколько позже я прочитал «Пейзажную фотографию» Джона Уэйда и мои предположения обрели плоть и кровь в виде описанной в этой книге идее календаря климатических условий.
Но не всё так просто! Для того, чтобы осознать масштаб идеи и начать применять её на практике одного короткого абзаца из книги было недостаточно. К счастью, на помощь пришло моё увлечение туризмом и походами. Мой туристический опыт и постоянные поездки в разные уголки нашей необъятной Родины помогли мне самостоятельно найти ответы на вопросы, которые остались за рамками описанной в книге Джона Уэйда концепции. Правда на это ушло несколько лет наблюдений и десяток поездок в различные локаций для съёмки пейзажей. Но давайте, для начала, поймём, чем вам может быть полезен описываемый мною способ и какие выгоды он может дать?
Если вы не беззаботный сын богатых родителей или криптовалютный миллионер, вам необходимо заблаговременно определять время своего отпуска. Это никакая не новость, это тяжкая обязанность любого работающего человека. Если вы при этом ещё и фотограф, и ставите перед собою некие творческие цели, то ваше положение ещё хуже. Обычного отдыхающего вполне устроит тёплое море, жаркое солнце и наличие работающей инфраструктуры для отдыха. Вот почему большинство отпусков приходится в Северном полушарии на летние месяцы. Люди хотят тепла и моря, или хотя бы просто тепла.
У фотографа иные цели. Его не устроит простой «матрасный» отдых у моря. Фотографу нужны зрелищные картины природных чудес и грандиозные полотна естественных ландшафтов.
Вот только снять захватывающие пейзажи можно далеко не всегда. Помехой может стать её Величество Погода. Вы хотите примеры? Запросто! И начнём с экзотики. Вы лелеете мечту снять Вершину мира – Гималаи? Быть может, надеетесь запечатлеть и сам легендарный Эверест? Тогда с конца мая по сентябрь вам в Непале или Тибете делать нечего. Вы просто не снимете ничего из-за плохой погоды. Сами горы-то никуда не денутся, но картинки, блистающих снегом и льдом вершин, вам не снять, поскольку эти самые вершины будут скрыты в многокилометровой толще облаков, которые принесут за собой муссоны. А ещё это означает постоянные изнуряющие дожди и непролазную грязь. В общем ничего хорошего у вас не выйдет.
Ну да ладно! Гималаи - это далеко и дорого. А что на Родине? Тоже нужно заморачиваться климатическими особенностями? Само собой! А как же иначе? Возьмём, в качестве примера, мой родной Крым. Многим жителям России кажется, что климат у нас такой же, как и в средней полосе, но это распространённое заблуждение. Если вы захотите снять весну в Крыму, вам придётся, для начала, определить какую именно. Дело в том, что когда в Москве распускаются почки на деревьях и появляется первая трава, весна в Крыму уже давно отыгрывает свои последние ноты. В горах, на Южный берег и в степной Крым весна приходит в разное время. Так что даже здесь, в собственной стране, нужно точно понимать, что и когда вы можете снять.
Единственный выход для фотографа-пейзажиста — это точно знать подходящий для его творческих задач сезон! Именно так и не иначе. Вы должны понимать, когда именно погодные условия позволяют сделать задуманный вами снимок. Почему так нудно? Простите, но планирование — это основа всего не только в социалистической экономике, но и в любой продуктивной деятельности, и пейзажная фотография тут не исключение. Хочу особо отметить, что планирование приобретает ключевое значение при организации путешествий в другие страны, регионы и области, отдалённые от места вашего постоянного проживания. Поскольку только так вы сможете достичь поставленных целей, а не выкинете кучу денег «на ветер».
Кроме фототуров, календарь планирования съёмки сослужит вам хорошую службу даже дома. Всегда полезно знать, что на следующей неделе начинается период туманов на вашей речке, и продлится он только месяц, а после него снять туманную весну над рекой у вас уже не выйдет. Съёмку придётся отложить на следующий год. Вот такая польза. Прямая и весьма существенная как в плане экономии материальных ресурсов, так и в плане достижения творческих задач.
Собственно, в этом и состояла идея, изложенная в книге Джона Уэйда «Пейзажная фотография». Я позволю себе процитировать её полностью, чтобы не исказить замысел автора:
«Важность предварительной подготовки к пейзажной съёмке вряд ли можно переоценить, поэтому стоит потратить время на составление календаря климатических условий, наблюдаемых обычно в течение года в определённой местности. Несмотря на капризы погоды в отдельных районах земного шара, она может быть весьма стабильной в одни и те же месяцы из года в год, и такой календарь может очень пригодиться для определения погоды в ближайшие месяцы. Дело в том, что мы замечаем изменения погоды, лишь когда испытываем их на себе, но вспомнить, какая была погода, или предсказать её на будущее часто бывает затруднительно. Естественно, для составления календаря понадобится целый год, но для фотографа-пейзажиста, который наблюдает за сменой времён года, двенадцать месяцев покажутся коротким сроком. После того как календарь будет готов, им можно пользоваться в течение многих лет».
Хочу обратить ваше внимание, что Джон Уэйд подчёркивал, что подобный календарь необходимо составлять для каждого географического региона, который является предметом вашего профессионального интереса отдельно! Это означает, что календарь, составленный для Подмосковья, никак не поможет вам в Пскове или на Кавказе. Насколько широким может быть географический охват календаря? Это вопрос прикладной. И здесь я позволю поделиться своим персональным опытом. Тем самым, для получения которого, мне пришлось долго и упорно путешествовать.
Моя практика свидетельствует о том, что календарь будет вам полезен только в радиусе 200 километров. Причём речь здесь может идти только о равнинной местности с однородной растительностью, в горах или на морском побережье этот радиус может сузиться до нескольких десятков километров. Яркий пример – это климатическая зона Южного берега Крыма. Погода там никак не соответствует погоде остального Крыма и кое-где аналогична не только субтропикам, но и Северному побережью Африки. Живя всего в 40 километрах от Ялты, я вынужден вести для Южнобережья отдельный календарь просто потому, что календарь, составленный мною для Бахчисарая и его окрестностей для ЮБК совершенно непригоден. Ровно то же самое можно сказать и о высотном сдвиге климата в горах, климат Адлера не соответствует климату, расположенной в нескольких десятках километрах от него Красной поляне.
Каким образом, составить календарь климатических условий? Я использовал форму, рекомендованную Джоном Уэйдом в своей книге. Выглядит это вот так.
Основное отличие моей версии календаря заключается в том, что я добавил в него некоторые астрономические наблюдения, важные для конкретной местности, и пометки, касающиеся удачных ракурсов и условий съёмки на конкретных локациях. В моём блокноте сейчас хранится перечень из 30 календарей для различных мест съёмки, разбросанных по всей нашей стране.
Кто-то может возразить мне, что в эпоху глобального Интернета и приложений дополненной реальности календарь выглядит архаично. Ну, что я могу вам на это возразить? Ведите его в своём смартфоне. А если без иронии, то я могу подтвердить, что возросшие возможности получения информации изрядно помогают мне в планировании путешествий. Там, где исключительно важно понимать, как, когда и куда прилететь, приехать или прийти, информация из Сети оказывает огромную помощь. Но она не в состоянии заменить опыт реальной съёмки на локации.
И знаете, что я понял совершенно точно? Никакие информационные продукты не в состоянии пока заменить человеческий мозг (конечно, другое дело, если он отсутствует). Я десятки раз использовал программы-планировщики съёмки и знаете, что выяснилось на практике? Ты можешь с их помощью предугадать за какой именно скалой сядет Солнце в конкретную минуту в любом обозримом будущем, но это не имеет ровным счётом никакого значения, если оно зайдёт в облачную погоду.
Прогноз погоды - вещь хорошая, но кто реально даст гарантию, что он точен? Более-менее соответствует действительности только прогноз на 72 часа, и то не всегда. С такой точностью бесполезно планировать дорогостоящую поездку куда-либо. Нужен более широкий горизонт планирования, и даёт его только календарь климатических условий. Он тоже не даёт 100 % гарантии, но как показывает мой 12-летний опыт пейзажной съёмки, его точности более, чем достаточно. И я не просто уверен в этом, я планирую свои фототуры, опираясь на составленные мною под конкретную местность календари, и они неплохо справляются с этой ответственной задачей.
Так что советую и вам взять этот метод на вооружение. Если приехали куда-то снимать, обязательно запишите результаты своих наблюдений за погодой, условиями освещения и другими важными для съёмки факторами. Если вы посещаете какое-то место съёмки регулярно, то у вас со временем сформируется для него полноценный календарь погодных явлений. Старайтесь не только снимать, но и запоминать условия съёмки, это поможет вам улучшить ваши фотографии в следующий раз. По-моему, не особо тяжёлая практика, но она может оказаться совсем не бесполезной.
Собственно, это всё, что я могу рассказать вам о таком интересном методе подготовки к съёмке пейзажа как календарь климатических условий. На этом я хотел бы попрощаться с вами, друзья, и пожелать вам удачных кадров и хорошего света!
Комментарии отсутствуют