Чёрно-белое фото и X-Trans. В современном мире господства цвета, где даже самим корпусам фотокамер производитель пытается придать какой-нибудь невообразимый колор, иногда хочется прикоснуться к классике и произвести Чёрно-Белую фотографию. Но, оказывается, что это не так-то просто. Конечно, можно воспользоваться встроенным в любую современную камеру режимом чёрно-белой съёмки, применить внутрикамерный цветной фильтр, и вуаля - шедевр готов. На самом деле, всё сложнее. Полученный чёрно-белый кадр будет вполне пригоден для печати, демонстрации, но совершить над изображением какие-нибудь значимые манипуляции вряд ли получится. Если вас вполне устраивает результат работы камеры в режиме ЧБ, то дальнейшее чтение будет лишь тратой времени, так необходимого для съёмки. Если же, глядя на чёрно-белые работы известных фотографов, вы видите "мистику", которой лишены ваши собственные творения - можно попробовать дочитать до конца. Для успешного преобразования цветного кадра, сформированного фотокамерой, нам потребуются следующие программные продукты: Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Photoshop, Photo Ninja, Nik Silver Efex. Если три первых программы это хорошо известные нам RAW конвертеры, то Nik Silver Efex - это плагин, встраиваемый в Lightroom, Aperture и Photoshop. (Он же есть в виде отдельной программы. – otak1) С чего начать? Первым делом, обязательно перевести камеру в режим съёмки RAW. Только из кадра снятого в этом формате можно получить превосходное ЧБ изображение, притом изображение должно быть обязательно цветным. В любом RAW конвертере есть опция очёрнобеливания изображения. Но достаточно ли возможностей программ, даже с самым богатым функционалом, для решения именно этой задачи? Многие считают, что да, но есть способ, дающий безусловно лучший результат, чем очёрнобеливание непосредственно в конвертере. Программный продукт, с помощью которого можно получить лучшую ЧБ-картинку, называется Nik Silver Efex. Этот плагин, встроенный в Lightroom, Aperture или Photoshop, поможет получить качественное монохромное изображение, не уступающее "плёночным" картинкам 135 и 645 (среднего) форматов. Начнём. Возьмём обычный кадр побережья и загрузим в Lightroom. Само собой, загружаемый файл — в формате RAW. Откроем вкладку HSL|Color|B&W и активируем её, нажав на значок B&W. Произведём несколько манипуляций с помощью ползунов цвета, кривых и инструмента Clarity. (С Clarity лучше осторожно, он влияет на боке и тональные переходы. – otak1) Получаем финальный кадр. Неплохо. Но и не очень хорошо. Чего-то не хватает. Плосковато и как-то обыденно, что ли… Теперь, в погоне за искусством, обратимся к Nik Silver Efex. Мы предварительно установили этот плагин в Lightroom и запускаем его из закладки Photo. Исходный RAW преобразуется в 16 бит TIFF для избежания появления ступенчатых градиентов. Цветовое пространство плагин устанавливает исходя из выбранного в камере. Но об этом позже. Открывается окно плагина, и из многих пресетов выбираем наиболее близкий к желаемому результату, и донастраиваем на свой вкус. Так гораздо лучше. Далее изображение автоматически выгружается опять в Lightroom, где его можно ещё подстроить стандартными инструментами приложения. Но всё-таки что-то не так. Нет впечатления плёночной плавности и умиротворённости. Жёстковато как-то.. Возьмём спасительный для любого технофрика-владельца Fujifilm X конвертер Photo Ninja. Проделаем те же манипуляции с картинкой, что и в Lightroom.
Часть 2 Инструментарий конвертера не впечатляет, но нам он и не нужен. Мы возьмём "чистый " TIFF файл с превосходным демозаиком и отправим его в Фотошоп, где мы установили тот же Nik Silver Efex, что и в Lightroom. В ФШ диалог Nik Silver Efex выглядит точно так же, как и в ЛР. Делаем ряд правок и сравниваем участки в ФШ. Видно, что Лайтрум отработал "грязнее", а главное, произвёл оконтуривание контрастных деталей, которое связано с демозаиком Адоба, а не с шарпенингом, поэтому избавиться от него невозможно. Всё равно, результат не очень нас устраивает, даже с Photo Ninja. Предпримем последний ход в борьбе за качество изображения. Возьмём из Ниндзи 16-бит TIFF файл в самом широком из доступных цветовых пространств - Pro Photo RGB. Даже на превью видно, что картинка стала намного плавнее, нет следов постеризации цветов на небе. Сравним фрагменты трёх кадров, полученных из 1.JPEG Lightroom 2.TIFF 16bit ProPhotoRGB Photo Ninja 3.TIFF 16bit ProPhotoRGB LR.
Часть 3 Напоследок два кадра, полученных из Lightroom и Photo Ninja. Слева LR, справа PN. Битность TIFF и цветовое пространство одинаковы. Вывод: Для качественного ЧБ необходимо преобразование RAW-файла во внешних программах. Это либо работающий с данной камерой конвертер, либо отдельный плагин. Рекомендую связку Photo Ninja и Nik Siver Efex. Но обязательно через 16-бит TIFF файл в пространстве ProPhotoRGB. П.С. JPEG файл не подходит для последующей обработки, поскольку содержит всего 256 уровней яркости ( 8 бит ), что приводит к постеризации цвета и ступенчатым градиентам.
Если мне будет позволено, поправлю несколько орфографических и пару фактических ошибок, и чуть дополню. Большое спасибо за проделанную работу!
Поправил немножко. Хочется добавить, что из JPEG тоже можно сделать хорошее ЧБ, если плавность цветов позволяет, у Фудзи JPEGи хорошо тянутся.
Принципиально не получается из-за малой битности. Речь о работах на печать, а не для демонстрации в сети. JPEG "развалится" при применении яркостных коррекций на плавных градиентах.
Вы же понимаете, что ЧБ бывает контрастное и вообще силуэты. Уложится или не уложится сюжет в количество бит, зависит от сюжета. По моему мнению, камерой, дающей меньше реальных 16 бит на канал в RAW, вообще невозможно снимать.
Вообще-то делать ч/б из цветного снимка это не совсем правильно) Приемы композиции немного отличаются. Вернее наверное не сами приемы, а их набор. Подойдите с обратной стороны. В эпоху ч/б фото обычным было разочарование в фотоснимках оттого, что при съемке не учитывали цвет. В итоге на фото все получалось примерно одного унылого серого цвета, а в натуре все было так ярко! Многие оччень крупные фотографы боялись смешивать съемку цветную и ч/б. При Ваших преобразованиях предлагается получить "тон" из "цвета" - задача неоднозначная. Примерно как перевод с китайского на английский) Но ведь переводят ))))) Более правильное решение - одеть на объектив любой монохромный фильтр, сфотографировать, преобразовать в ч/б и потом "шаманить" с тонами. Используя монохромный фильтр Вы сразу переходите на язык тонов и далее все легитимно))
Собственно наши камеры не снимают непосредственно в чб ( не думаю, что здесь есть владельцы монохромных сенсоров или maxmax конверсированных камер https://www.maxmax.com/b&w_conversion.htm ). Не поленюсь заметить, что глаз наш также не может отбросить цветовую информацию при съёмке. Поэтому к ЧБ мы всё-равно приходим через цвет. А выстраивание композиции специально для монохромного кадра - дело вкуса и способностей. Чистых ЧБ в природе не существует.
мысль вообще интересная - нужно или нет переводить в ЧБ цветной кадр ... хороший цветной кадр в хороший ЧБ для ЧБ нужно постоянно глаз тренировать и фильтрами пользоваться к месту и есть программы в которых при переводе можно каждый цвет перевести нужным образом
ЧБ должен сниматься как чб, настоящий фотограф видит потенциал сцены при съёмке. Монохром содержит иные композиционные элементы, нежели цвет. Хорошее чб фото чаще содержит ритмы, геометрии и прочие характерные для этого типа кадра структурирующие элементы. В цвете чаще несущим элементом выступает сам цвет, вернее соотношение и согласованность палитры.
Очень хорошая книга на эту тему: Майкл Фриман Черно-белая цифровая фотография. В ней понятным языком описывается, как, когда, в каких случаях и как лучше переводить., а главное, как себя настроить мыслить в ч/б при съемке. Ну и обработка естественно только формата РАВ, ТИФ для хорошего результата Соглашусь с Fujidai, что джыпег для таких случаев не очень подходит.
Не то чтобы противник, но совсем не сторонник всевозможных программ и плагинов для перевода в ЧБ Вот вариант с закосом под съемку с красным или оранжевым фильтром на ЧБ пленку. В качестве оригинала позаимствовал скрин цветного снимка выложенного выше. Все сделано в 3-4 клика в Фотошопе в 2 этапа. 1. Меню Imfge>Adjustments>Gradient map Предварительно выбираем цвета для переднего плана Черный, для заднего Белый... Можно не выбирать, а сделать это в окошке Gradient map 2. Притемнил немного ПП... береговой песок. Согласен с верхними аргументами в пользу RAW, но как говорится "что имеем" ))