1. ВНИМАНИЕ! Все административные вопросы решаются через обратную связь или через личное сообщение пользователю с ником FujiClub

Чёрно-белое фото

Тема в разделе "Практика фотографии", создана пользователем Fujidai, 14 янв 2014.

  1. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    Чёрно-белое фото и X-Trans.

    В современном мире господства цвета, где даже самим корпусам фотокамер производитель пытается придать какой-нибудь невообразимый колор, иногда хочется прикоснуться к классике и произвести Чёрно-Белую фотографию. Но, оказывается, что это не так-то просто. Конечно, можно воспользоваться встроенным в любую современную камеру режимом чёрно-белой съёмки, применить внутрикамерный цветной фильтр, и вуаля - шедевр готов. На самом деле, всё сложнее. Полученный чёрно-белый кадр будет вполне пригоден для печати, демонстрации, но совершить над изображением какие-нибудь значимые манипуляции вряд ли получится.
    Если вас вполне устраивает результат работы камеры в режиме ЧБ, то дальнейшее чтение будет лишь тратой времени, так необходимого для съёмки. Если же, глядя на чёрно-белые работы известных фотографов, вы видите "мистику", которой лишены ваши собственные творения - можно попробовать дочитать до конца.
    Для успешного преобразования цветного кадра, сформированного фотокамерой, нам потребуются следующие программные продукты: Adobe Photoshop Lightroom, Adobe Photoshop, Photo Ninja, Nik Silver Efex. Если три первых программы это хорошо известные нам RAW конвертеры, то Nik Silver Efex - это плагин, встраиваемый в Lightroom, Aperture и Photoshop. (Он же есть в виде отдельной программы. – otak1)
    С чего начать? Первым делом, обязательно перевести камеру в режим съёмки RAW. Только из кадра снятого в этом формате можно получить превосходное ЧБ изображение, притом изображение должно быть обязательно цветным. В любом RAW конвертере есть опция очёрнобеливания изображения. Но достаточно ли возможностей программ, даже с самым богатым функционалом, для решения именно этой задачи? Многие считают, что да, но есть способ, дающий безусловно лучший результат, чем очёрнобеливание непосредственно в конвертере. Программный продукт, с помощью которого можно получить лучшую ЧБ-картинку, называется Nik Silver Efex. Этот плагин, встроенный в Lightroom, Aperture или Photoshop, поможет получить качественное монохромное изображение, не уступающее "плёночным" картинкам 135 и 645 (среднего) форматов.
    Начнём. Возьмём обычный кадр побережья и загрузим в Lightroom. Само собой, загружаемый файл — в формате RAW.
    2014-01-14_210544.jpg

    Откроем вкладку HSL|Color|B&W и активируем её, нажав на значок B&W.

    2014-01-14_210641.jpg

    Произведём несколько манипуляций с помощью ползунов цвета, кривых и инструмента Clarity. (С Clarity лучше осторожно, он влияет на боке и тональные переходы. – otak1)

    2014-01-14_210903.jpg

    Получаем финальный кадр. Неплохо. Но и не очень хорошо. Чего-то не хватает. Плосковато и как-то обыденно, что ли…

    Теперь, в погоне за искусством, обратимся к Nik Silver Efex. Мы предварительно установили этот плагин в Lightroom и запускаем его из закладки Photo.

    2014-01-14_211041.jpg

    Исходный RAW преобразуется в 16 бит TIFF для избежания появления ступенчатых градиентов. Цветовое пространство плагин устанавливает исходя из выбранного в камере. Но об этом позже.

    2014-01-14_211108.jpg

    Открывается окно плагина, и из многих пресетов выбираем наиболее близкий к желаемому результату, и донастраиваем на свой вкус. Так гораздо лучше.

    2014-01-14_211212.jpg 2014-01-14_211615.jpg

    Далее изображение автоматически выгружается опять в Lightroom, где его можно ещё подстроить стандартными инструментами приложения. Но всё-таки что-то не так. Нет впечатления плёночной плавности и умиротворённости. Жёстковато как-то..

    2014-01-14_211710.jpg

    Возьмём спасительный для любого технофрика-владельца Fujifilm X конвертер Photo Ninja.

    2014-01-14_212033.jpg

    Проделаем те же манипуляции с картинкой, что и в Lightroom.

    2014-01-14_212236.jpg
     
    Sergey_Sir, SyJet, Аригато и ещё 1-му нравится это.
  2. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    Часть 2

    Инструментарий конвертера не впечатляет, но нам он и не нужен. Мы возьмём "чистый " TIFF файл с превосходным демозаиком и отправим его в Фотошоп, где мы установили тот же Nik Silver Efex, что и в Lightroom.

    2014-01-14_212703.jpg 2014-01-14_212850.jpg

    В ФШ диалог Nik Silver Efex выглядит точно так же, как и в ЛР.

    2014-01-14_213500.jpg

    Делаем ряд правок и сравниваем участки в ФШ. Видно, что Лайтрум отработал "грязнее", а главное, произвёл оконтуривание контрастных деталей, которое связано с демозаиком Адоба, а не с шарпенингом, поэтому избавиться от него невозможно.

    2014-01-14_214207.jpg 2014-01-14_214326.jpg

    Всё равно, результат не очень нас устраивает, даже с Photo Ninja. Предпримем последний ход в борьбе за качество изображения. Возьмём из Ниндзи 16-бит TIFF файл в самом широком из доступных цветовых пространств - Pro Photo RGB.

    2014-01-14_215037.jpg

    Даже на превью видно, что картинка стала намного плавнее, нет следов постеризации цветов на небе.

    2014-01-14_220001.jpg 2014-01-14_215817.jpg

    Сравним фрагменты трёх кадров, полученных из 1.JPEG Lightroom 2.TIFF 16bit ProPhotoRGB Photo Ninja 3.TIFF 16bit ProPhotoRGB LR.

    2014-01-14_220251.jpg 2014-01-14_220350.jpg
     
    SyJet, Аригато и otak1 нравится это.
  3. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    Часть 3

    Напоследок два кадра, полученных из Lightroom и Photo Ninja. Слева LR, справа PN. Битность TIFF и цветовое пространство одинаковы.

    2014-01-14_223325.jpg 2014-01-14_223415.jpg

    Вывод: Для качественного ЧБ необходимо преобразование RAW-файла во внешних программах. Это либо работающий с данной камерой конвертер, либо отдельный плагин. Рекомендую связку Photo Ninja и Nik Siver Efex. Но обязательно через 16-бит TIFF файл в пространстве ProPhotoRGB.

    П.С. JPEG файл не подходит для последующей обработки, поскольку содержит всего 256 уровней яркости ( 8 бит ), что приводит к постеризации цвета и ступенчатым градиентам.
     
    SyJet, kenito, Аригато и ещё 1-му нравится это.
  4. otak1

    otak1 Nobody's sense

    Регистрация:
    18 янв 2013
    Сообщения:
    1.085
    Симпатии:
    349
    Если мне будет позволено, поправлю несколько орфографических и пару фактических ошибок, и чуть дополню.

    Большое спасибо за проделанную работу!
     
  5. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    Писал ночью, поэтому пожалуйста :)
     
  6. otak1

    otak1 Nobody's sense

    Регистрация:
    18 янв 2013
    Сообщения:
    1.085
    Симпатии:
    349
    Поправил немножко. Хочется добавить, что из JPEG тоже можно сделать хорошее ЧБ, если плавность цветов позволяет, у Фудзи JPEGи хорошо тянутся.
     
    ekar нравится это.
  7. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    Принципиально не получается из-за малой битности. Речь о работах на печать, а не для демонстрации в сети. JPEG "развалится" при применении яркостных коррекций на плавных градиентах.
     
  8. otak1

    otak1 Nobody's sense

    Регистрация:
    18 янв 2013
    Сообщения:
    1.085
    Симпатии:
    349
    Вы же понимаете, что ЧБ бывает контрастное и вообще силуэты. Уложится или не уложится сюжет в количество бит, зависит от сюжета.
    По моему мнению, камерой, дающей меньше реальных 16 бит на канал в RAW, вообще невозможно снимать.
     
  9. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    Речь шла о максимальном качестве конвертации, всегда можно найти сюжет, где это будет излишним.
     
  10. otak1

    otak1 Nobody's sense

    Регистрация:
    18 янв 2013
    Сообщения:
    1.085
    Симпатии:
    349
    Сюжет может физически не содержать такого контраста и переходов.
     
  11. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    мы таких сюжетов снимать не должны :)
     
  12. kenito

    kenito Один из первых

    Регистрация:
    11 дек 2012
    Сообщения:
    568
    Симпатии:
    2.066
    Адрес:
    г.Бишкек, Кыргызстан

    Спасибо, за хорошую лекцию с примерами!
     
    SyJet и otak1 нравится это.
  13. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    Всегда пожалуйста :)
     
  14. SyJet

    SyJet Фуджиковод

    Регистрация:
    11 дек 2012
    Сообщения:
    1.158
    Симпатии:
    410
    Адрес:
    Краснодар
    Как говорится: пишите ище ;)

    Отправлено с моего LT26i через Tapatalk
     
  15. Aspirin

    Aspirin Старейшина

    Регистрация:
    4 апр 2014
    Сообщения:
    161
    Симпатии:
    291
    Вообще-то делать ч/б из цветного снимка это не совсем правильно) Приемы композиции немного отличаются. Вернее наверное не сами приемы, а их набор. Подойдите с обратной стороны. В эпоху ч/б фото обычным было разочарование в фотоснимках оттого, что при съемке не учитывали цвет. В итоге на фото все получалось примерно одного унылого серого цвета, а в натуре все было так ярко! Многие оччень крупные фотографы боялись смешивать съемку цветную и ч/б. При Ваших преобразованиях предлагается получить "тон" из "цвета" - задача неоднозначная. Примерно как перевод с китайского на английский) Но ведь переводят )))))
    Более правильное решение - одеть на объектив любой монохромный фильтр, сфотографировать, преобразовать в ч/б и потом "шаманить" с тонами. Используя монохромный фильтр Вы сразу переходите на язык тонов и далее все легитимно))
     
    San-San и dimarishka нравится это.
  16. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    Собственно наши камеры не снимают непосредственно в чб ( не думаю, что здесь есть владельцы монохромных сенсоров или maxmax конверсированных камер https://www.maxmax.com/b&w_conversion.htm ). Не поленюсь заметить, что глаз наш также не может отбросить цветовую информацию при съёмке. Поэтому к ЧБ мы всё-равно приходим через цвет. А выстраивание композиции специально для монохромного кадра - дело вкуса и способностей. Чистых ЧБ в природе не существует.
     
  17. nvoynov

    nvoynov Один из первых

    Регистрация:
    8 янв 2013
    Сообщения:
    220
    Симпатии:
    142
    Адрес:
    Kyiv, Ukraine
    мысль вообще интересная - нужно или нет переводить в ЧБ цветной кадр ... хороший цветной кадр в хороший ЧБ :)
    для ЧБ нужно постоянно глаз тренировать и фильтрами пользоваться к месту :)
    и есть программы в которых при переводе можно каждый цвет перевести нужным образом
     
  18. Fujidai

    Fujidai Активный пользователь

    Регистрация:
    19 янв 2013
    Сообщения:
    156
    Симпатии:
    110
    ЧБ должен сниматься как чб, настоящий фотограф :) видит потенциал сцены при съёмке. Монохром содержит иные композиционные элементы, нежели цвет. Хорошее чб фото чаще содержит ритмы, геометрии и прочие характерные для этого типа кадра структурирующие элементы. В цвете чаще несущим элементом выступает сам цвет, вернее соотношение и согласованность палитры.
     
  19. Дмитрий_С

    Дмитрий_С Старейшина

    Регистрация:
    28 мар 2014
    Сообщения:
    875
    Симпатии:
    1.081
    Очень хорошая книга на эту тему: Майкл Фриман Черно-белая цифровая фотография. В ней понятным языком описывается, как, когда, в каких случаях и как лучше переводить., а главное, как себя настроить мыслить в ч/б при съемке.
    Ну и обработка естественно только формата РАВ, ТИФ для хорошего результата :) Соглашусь с Fujidai, что джыпег для таких случаев не очень подходит.
     
  20. Семёныч

    Семёныч Заблокирован

    Регистрация:
    2 апр 2014
    Сообщения:
    40
    Симпатии:
    9
    Не то чтобы противник, но совсем не сторонник всевозможных программ и плагинов для перевода в ЧБ
    Вот вариант с закосом под съемку с красным или оранжевым фильтром на ЧБ пленку.
    В качестве оригинала позаимствовал скрин цветного снимка выложенного выше.
    2014-01-14_212033.jpg
    Все сделано в 3-4 клика в Фотошопе в 2 этапа.
    1. Меню Imfge>Adjustments>Gradient map
    Предварительно выбираем цвета для переднего плана Черный, для заднего Белый...
    Можно не выбирать, а сделать это в окошке Gradient map
    2. Притемнил немного ПП... береговой песок.

    Согласен с верхними аргументами в пользу RAW, но как говорится "что имеем" ))
     

Поделиться этой страницей