1. ВНИМАНИЕ! Все административные вопросы решаются через обратную связь или через личное сообщение пользователю с ником FujiClub

Особенности съемки на ширик

Тема в разделе "Практика фотографии", создана пользователем GregB, 14 сен 2019.

  1. GregB

    GregB Старейшина

    Регистрация:
    18 фев 2018
    Сообщения:
    981
    Симпатии:
    3.481
    Так получилось, что ширик XF10-24 на какое то время оказался моим основным объективом. За время съемки на него накопился некоторый опыт и понимание особенностей, которые не всегда очевидны. Хочу поделиться одним примером из моего последнего отпуска, в котором наглядно видно какие искажения можно получить при съемке архитектуры и как их исправить.

    Про вертикальные искажения перспективы наверное все знают. При съемке зданий надо держать камеру строго горизонтально и излишний передний план обрезать на постобработке.

    Но кроме вертикальных искажений есть еще и горизонтальные, которые особенно сильно проявляются на максимально широком угле.
    Вот исходный кадр из Чешкого Крумлова. На заднем плане башня замка. В целом кадр не выглядит сильно искаженным, бросается в глаза только растянутый фонарь справа.
    DSCF3462_1920 4.jpg
    Но обратите внимание, что крыша замка и башни наклонены влево. Это следствие горизонтальноого искажения перспективы. Не проблема, исправляем кадр в редакторе
    DSCF3462_1920 2.jpg
    Оговорюсь, диапазона регулировки в CaptureOne немного не хватило, поэтому небольшие искажения остались.
    А теперь смотрим, за счет чего произошла корректировка
    Screenshot_1.jpg
    Пришлось пожертвовать довольно большой частью кадра. Казалось, таких проблем можно было бы избежать, снимая на менее широкоугольный объектив. Например, сделать панораму на 16мм. Но в итоге искажения останутся теми же самыми и в конечном счете с ними придется бороться.
    Я применяю два способа исправления искажений, как горизонтальных, так и вертикальных.
    1. Делаю дополнительные кадры в "узкой" области, потом приклеиваю их в редакторе в те места, которые оказываются за кадром после исправления искажений. Работает не всегда и может оказаться очень трудоемко на постобработке. Например, для данного кадра можно было бы доснять правую часть сверху и снизу.
    2. Исправляю только искаженные объекты в Фотошопе инструментами Трансформирование. Этот метод хорошо работает для одиноко стоящих зданий и столбов.
    Если у кого то есть еще какие либо секреты, буду рад если поделитесь.
     
    #1 GregB, 14 сен 2019 в 16:52 Особенности съемки на ширик
    Последнее редактирование: 15 сен 2019
    ЮриК, Vladimir Fedotov, MikeMP и 2 другим нравится это.
  2. Серж[42]

    Серж[42] Старейшина

    Регистрация:
    23 июл 2019
    Сообщения:
    1.997
    Симпатии:
    2.948
    А смысл тогда ширика, если мы обрезаем?
    Снять например на 10 и кропнуть до 16?
    Мне чисто интересно, шириков никогда не было у меня.
     
  3. GregB

    GregB Старейшина

    Регистрация:
    18 фев 2018
    Сообщения:
    981
    Симпатии:
    3.481
    Для меня главный смысл ширика, это большая ГРИП, чтобы снимать сцены с очень близким передним планом.
    Панораму или сцену с широким охватом можно снять более узкоугольным объективом из несколько кадров.
     
    MikeMP нравится это.
  4. Серж[42]

    Серж[42] Старейшина

    Регистрация:
    23 июл 2019
    Сообщения:
    1.997
    Симпатии:
    2.948
  5. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.302
    Я тоже недавно начал осваивать ширик, и пока еще разбираюсь в нюансах его использования, поэтому с любопытством почитал. В целом - выводы совпадают. При съемке пейзажей искажениями геометрии по краям кадра обычно можно пренебречь, а вот для архитектуры лучше строить кадр с запасом на коррекцию и обрезку.
    Единственный момент, у меня сложилось такое ощущение, что 10-24 сильнее искажает края кадра, чем 16/1.4 на тех же фокусных. Правда, сделать сравнение в лоб пока руки не дошли, но в целом картинка с 16/1.4 мне и по геометрии, и в целом по качеству мне нравится чуть больше.
     
  6. GregB

    GregB Старейшина

    Регистрация:
    18 фев 2018
    Сообщения:
    981
    Симпатии:
    3.481
    К сожалению, у меня нет 16/1.4, но я столько наслышан о его потрясающей картинке, что рано или поздно куплю. Скорее всего как и у всех старых объективов в 16/1.4 искажения правятся оптически, а в 10-24 программно. Отсюда и различия.
     
    MikeMP нравится это.
  7. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.302
    А есть ссылка, где посмотреть подробнее про этот инструмент и то, как его ПРАВИЛЬНО применять?
    Что-то я сколько пробовал - мне результат вообще не нравится.
    И в этой связи вопрос - в конверторах при проявке РАВов можно компенсировать искажения геометрии, вносимые объективами, используя соответствующие инструменты.
    Но как быть, если РАВа нет, есть только джипег и надо попытаться кадр поправить в нем?
     
  8. coguar

    coguar Старейшина

    Регистрация:
    30 дек 2014
    Сообщения:
    1.072
    Симпатии:
    555
    Лучше всего это делает Lightroom для iOS. Правку геометрии на автомате он делает лучше чем ПК версия для Винды.
     
  9. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.302
    Зачем мне правка на автомате? Предпочитаю иметь возможность вручную выбрать, что и на сколько крутить.
    И версией для Винды я не пользуюсь (у меня и настольный комп, и ноубук - Маки). Да и использовать Лайтрум для джипега - как-то нелогично... Меня интересовала правка геометрии в Фотошопе.
     
  10. GregB

    GregB Старейшина

    Регистрация:
    18 фев 2018
    Сообщения:
    981
    Симпатии:
    3.481
    Ссылок уже не найду, самое простое, это инструмент Свободное трнсформирование (Ctrl + T). Правит очень легко и точно, но получается переход на границе выделения. Этот переход потом убирается восстанавливающей кистью, заполнением содержимого и переходом по маске.
    Более сложный вариант, это использовать инструмент Деформация, главное не стараться исправить все сразу, а делать небольшими участками:
    Screenshot_1.jpg
    Можно открыть jpeg в фотошопе и использовать инструмент Перспектива, он работает грубее чем с C1, но тоже вполне пригоден.
     
    MikeMP нравится это.
  11. Андрей_Б

    Андрей_Б Старейшина

    Регистрация:
    17 сен 2016
    Сообщения:
    1.906
    Симпатии:
    1.185
    а если бы вы сняли этот кадр на 16мм, то что, очень сильно были бы размыты (вне грип) объекты на переднем плане?
    в данном случае это же не технически правильный кадр, где должно быть резко все от и до. В таком случае лучше штатив и склейка по фокусу..

    может сверхширокий угол и дает очень большую грип, но опять же возникают такие большие искажения по краям - нереально вытянутые объекты. А центр уходит далеко и становится маленьким. Такой эффект тоннеля..

    ну это мои мысли.
    по мне 16 мм здесь смотрелось бы гораздо лучше. А еще лучше 23.
     
  12. Андрей_Б

    Андрей_Б Старейшина

    Регистрация:
    17 сен 2016
    Сообщения:
    1.906
    Симпатии:
    1.185
    да, 16 1.4 отличный объектив, сравнивал с 10-24.
     
  13. George_N

    George_N Старейшина

    Регистрация:
    6 окт 2015
    Сообщения:
    6.236
    Симпатии:
    4.235
    Это так, действительно в 16/1.4 дисторсия правлена оптически почти до нуля, а у 10-24 на широком изрядная бочка, на длинном подушка. Но вот в диапазоне 14-18 мм искажения у него минимальны, именно здесь происходит переход через ноль из бочки в подушку.
    @swlad, стоит посмотреть повнимательнее, не должно быть заметных различий на 16 мм.
     
  14. GregB

    GregB Старейшина

    Регистрация:
    18 фев 2018
    Сообщения:
    981
    Симпатии:
    3.481
    На 10mmF11 ГРИП от 1,3м, на 16mmF11 от 3,5м. Разница довольно ощутимая.
    Вот тоже место, но снятое на 20мм
    DSCF3268_1920.jpg
    По моему широкий угол в таких ситуациях не имеет альтернатив.
     
    MikeMP нравится это.
  15. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.302
    Посмотрим. Пока никак не получается серьезно и вдумчиво сравнить их
     
  16. Андрей_Б

    Андрей_Б Старейшина

    Регистрация:
    17 сен 2016
    Сообщения:
    1.906
    Симпатии:
    1.185
    если с точки зрения грип, то наверно да, а так я больше за 20мм вариант. Здесь уже видно, что здание на заднем плане больше.. А оно и в реальности больше..

    но это уже наверно дело вкусовых предпочтений )
     
  17. GregB

    GregB Старейшина

    Регистрация:
    18 фев 2018
    Сообщения:
    981
    Симпатии:
    3.481
    Не вкусовых, а на самом деле так. "Нормальный" объектив с фокусным в районе 50мм в 35мм эквиваленте передает пропорции максимально близко к человеческому глазу.
    Ширики уменьшают удаленные объекты, телевики увеличивают.
     
    MikeMP нравится это.
  18. MikeMP

    MikeMP Старейшина

    Регистрация:
    13 дек 2019
    Сообщения:
    163
    Симпатии:
    324
    Это не полный набор эффектов. Ширики при уменьшении удаленных объектов заметно увеличивают близко расположенные. При определенной композиции достигается ярко выраженный эффект очень глубокой перспективы в кадре. Телевик наоборот, создает эффект схлапывания пространства - объекты переднего и дальнего плана визуально кажутся ближе друг к другу.
     
  19. MikeMP

    MikeMP Старейшина

    Регистрация:
    13 дек 2019
    Сообщения:
    163
    Симпатии:
    324
    @GregB, спасибо за гайд, очень познавательно!
     
    GregB нравится это.
  20. ArcticFox

    ArcticFox Старейшина

    Регистрация:
    3 мар 2015
    Сообщения:
    130
    Симпатии:
    301
    Не думаю что описанные в первом посте коррекции являются для данного случая оптимальными. Ладно бы был вертикальный кадр и обрезалось небо, а тут ради микроскопических коррекций полкадра в мусорку. Этот спуск к воде имхо гораздо больше дает снимку, чем чуть более прямая башня. Имхо лучше снять интересный кадр с искажениями, чем скучный но с идеально исправленными пропорциями.
     

Поделиться этой страницей