В путешествие по Поднебесным Зубьям (туристический регион на границе Кемеровской области и Республики Хакасия, включающий в себя хребет Тигир-Тиш и часть Кузнецкого Алатау) я в качестве телеобъектива взял на тест новый FUJINON XF 70-300mm f 4.6-5.6 R LM OIS WR. По итогам этого путешествия и хочу поделиться мнением об этом объективе. Подчеркну - это именно мое СУБЪЕКТИВНОЕ мнение. Кроме того, здесь не будет детального технического анализа по 2 основным причинам: 1. Для подобных тестов есть специальные ресурсы, где специалисты в режиме 24/7 тестируют и сравнивают разную технику. 2. Все эти попиксельные сравнения, анализ MTF графиков и прочие технические аспекты имеют весьма отдаленное отношение к художественной фотографии. Не то чтобы они совершенно не важны, но в наше время техника вышла на уровень, когда откровенно плохие объективы практически не встречаются. А небольшое преимущество, скажем, в резкости одного объектива над другим запросто может быть перекрыто другими потребительскими качествами второго - габаритами, весом, ценой и тд. Итак, теперь ближе к самому объективу. ВЕС и ГАБАРИТЫ Поскольку мое путешествие проходило в формате пешего фотопохода, то есть всё снаряжение и фототехнику необходимо было нести на себе, неизбежно возникло желание снизить вес, так как спина не железная. Мой основной телеобъектив FUJINON XF100-400mm F4.5-5.6 R LM OIS WR хорош практически всем, кроме приличного веса и габаритов. Мне захотелось взять что-то более компактное, легкое, но с сопоставимыми фокусными расстояниями. В свое время я на протяжении 3 лет снимал на объектив FUJINON XF55-200mm F3.5-4.8 R LM OIS, на котором мне категорически не хватало фокусного расстояния, так как я очень люблю снимать пейзаж на фокусных 400-600 мм (в 35-мм эквиваленте). И тут очень кстати оказалось появление нового телевика Fujifilm XF 70-300mm, который, с одной стороны, обеспечивал достаточно близкие мне фокусные, а с другой стороны, легче FUJINON XF100-400mm аж на 800 граммов, плюс практически вдвое компактнее. На мой взгляд, в плане соотношения размеров, веса и фокусных расстояний объектив получился очень удачным и должен прийтись по душе всем путешественникам. КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ Выше я уже отметил, что здесь не будет технического анализа, только мои ощущения от полученных снимков. К качеству фотографий у меня претензий нет. Резкость и цвет на хорошем уровне. А контраст, особенно на больших фокусных, по моим ощущениям даже выше, чем у FUJINON XF100-400mm. Для более полноценного впечатления я все таки решил немного сравнить эти объективы «в лоб» и сделал одинаковые кадры на одинаковых фокусных (100мм и 300мм) на максимально открытой диафрагме и на f/11. В целом я разницы практически не заметил, разве что по краям кадра FUJINON XF100-400mm был самую малость резче. Единственное его (100-400мм) более-менее заметное преимущество было на открытой диафрагме на 300 мм. Должны же быть бонусы как компенсация за такой размер)) В целом же, если отбросить попиксельное сравнение, качество изображения у этих двух объективов на одном уровне. ФОКУСИРОВКА Пейзажная съемка в большинстве ситуаций не предъявляет особенно высоких требований к скорости фокусировки, так что в этом отношении объектив меня полностью устроил. По ощущениям, фокусируется немного быстрее, чем FUJINON XF100-400mm, но медленнее, чем FUJINON XF50-140mm (что логично, этот объектив и сделан в том числе для репортажных съемок). По точности фокусировки тоже особых нареканий нет. Разве что порой надо было по шкале грип (всегда вывожу ее на экран камеры) проверять, что камера правильно сфокусировалась, когда я на максимальном фокусном снимал сцены с туманом. Это довольно сложные условия, так как изображение имеет низкий контраст и мало деталей, и техника иногда может совершить ошибку. Несколько раз я перефокусировался, но от общего числа кадров это было весьма незначительное число. БЛЕНДА Пункт не самый значительный, но я все же отмечу. У меня порой возникают сложности, когда надо быстро нацепить бленду, а чаще всего, когда ее надо быстро поставить в транспортировочное положение. На некоторых объективах Fujifilm она часто встает криво, особенно часто у меня это происходит на объективе FUJINON XF18-55mm. Можно, конечно, списать всё на мою криворукость, но на объективах других брендов, которыми пользовался ранее, таких проблем не было. И вот на FUJINON XF 70-300mm с блендой все отлично, в оба положения ставится очень уверенно без перекосов. СТАБИЛИЗАЦИЯ К работе стабилизатора нареканий нет. При съемке с рук на 300мм на выдержках в районе 1/100 изображения было резким. Стоит отметить, что на самом объективе нет переключатели режимов стабилизации, так что в случае необходимости выключить ее, это надо делать в настройках камеры. НЕДОСТАТКИ За то время, что я снимал этим объективом, я могу выделить только 1 заметный недостаток. Это даже скорее не столько недостаток, сколько последствие компактной конструкции объектива. На нем нет площадки для установки на штатив. И возникает ситуация, когда при съемке на 300мм объектив увеличивается в длине более чем в 2 раза (при надетой бленде) и приобретает определенную парусность. При этом вся конструкция по сути закреплена на самом краю (за камеру). Чтобы избежать смаза изображения при сильном порывистом ветре, приходится максимально туго и надежно закручивать штативную голову (да и в целом сразу повышаются требования к качеству штатива). Поначалу я на нескольких кадрах получил смаз, так как не очень сильно закручивал штативную голову (привык, что благодаря удачному расположению штативной площадки на FUJINON XF100-400mm он даже при своих габаритах стоит на штативе как влитой). Быстро поняв, в чем проблема, я впоследствии затягивал ручку до предела, после чего смаза больше не было. Если вы пользуетесь легким штативом (менее 1,5-2 кг) и планируете снимать в местах, где возможен сильный ветер, обратите внимание на этот момент. ИТОГИ На мой взгляд, объектив получился очень удачный. Хорошее сочетание компактности, небольшого веса и широких возможностей, которые дают такие фокусные расстояния. Я практически не ощущал, что лишился диапазона от 300 до 400 мм (но тут еще нужно сделать некоторую скидку на само место, где было не так уж много планов под сверхбольшие фокусные расстояния). Менять свой FUJINON XF100-400mm я не стану, так как он у меня есть и я его слишком люблю. Но вот если бы передо мной стоял выбор - какой первый телеобъектив для пейзажной съемки (это важно, цель определяет набор требований к технике) себе купить, то я бы совершенно точно предпочел FUJINON XF 70-300mm телевикам с фокусными 55-200mm и 50-140mm. Надеюсь, кому-то данный отзыв будет полезен и поможет сделать правильный выбор)
а кому бленда реально помогает? я вот вообще их не использую, даже на широком угле, дома лежат. Понимаю конечно, что в теории контраст, зайцы, мех. защита, но разница не настолько, если она вообще есть, чтобы таскать лишнюю запчасть.
Помогает она мне причём там где казалось бы она не нужна. А именно при астро съёмке как на ширик так и на супер теле я её не снимаю. Бленда (при падении температуры) хорошо защищает от выпадения росы на стекло и от выдоха в сторону объектива.
Когда роняешь камеру на бетон, и раскалывается только бленда, начинаешь ее особенно ценить) Минимум дважды бленда мне спасала объектив и передние линзы.
Еще бленда полезна при дожде и снеге, чисто как козырек, не дает упасть каплям на стекло. Хотя конечно мешает тем что торчит лишнее. )
Подтверждаю! На съёмке рассвета был приятно удивлен, хотя мои очки и сам экранчик фотоаппарата покрылись влагой. Несколько раз заглядывал на линзу объектива - сухо.
шесть утра, в дали над городом точка. Оказалось воздушное судно. Если тоже полетать с фотоаппаратом? Но что то боязно.