Всё просто: на резкое изображение как бы накладывается размытое, чем более открытая диафрагма тем больше софт-эффект, границы светлых участков размываются и слегка засвечивают более тёмные. У меня был фирмы HOYA: плоскопаралельный прозрачный пластик с капельками-линзочками на внешней стороне, чуть хуже с ним работает аф, очень классно его использовать когда много бликующих поверхностей на тёмном фоне, в портретах где надо смягчить текстуру кожи тоже его неплохо применять. Короче упрощённый вариант APD-фильтра встроенного в более дорогую версию 56/1,2
Увы... Ленюсь, и если надо градиентный - фотографирую так, и потом ставлю нужный прогрaммный градиентный фильтр из Nik Collection
Имхо если уж и использовать градиентные фильтры, то это LeeFilters. Из тех, что у меня есть это B+W UV/IR Сut на все объективы, плюс пачка ND от Tiffen от 0,6 до 3.0 Есть ещё простые UV, но это исключительно в качестве механической защиты. У LeeFilters есть система для БЗК, хотел в своё время, но очень уж дорого. Мне кажется удобно пейзажникам и тем, кто снимает статичные кадры на широком, города и всякие виды.
@oshpavel в общем да, как уже написал @Aleks (Buldog) хотелось бы общие рекомендации. Каким пользуетесь, какая плотность? @Valentin Kleimenov про LeeFilters читал, но мне для "попробовать" рано пока да и дорого А что за фильтры Tiffen, у нас продаются или заказывали?
у меня LEE Filters Seven5 Давно как-то брал фильтры Cokin, но был разочарован, быстро избавился, LEE - совсем другой уровень. Есть разные ND Grad- софт и хард, 0.6-0.9, BigStopper, полярик, proglass. Цветного ничего не брал, т.к. не вижу в них смысла на цифре. Очень компактная система, это для меня большой плюс. Однако не знаю, решился бы сейчас их брать по текущему курсу они и раньше были дороговатыми Следует учесть, что максимальный диаметр резьбы объектива - 72мм. На 16-55, например, не налезет. На все остальное от фуджи формально подходит. На 10-24 встает, но диапазон фокусных примерно до 14мм будет не рабочим из-за сильного виньетирования!
На сколько знаю, Tiffen это американский бренд, производят фильтры на любой вкус, существуют ещё с плёночных времён. Часто в западных тестах занимают лидирующие места среди фильтров. У меня простые НД, не градиентные – фильтры как фильтры. Фуджи чувствителен к ИК диапазону, и на длинных выдержках под НД фильтром начинает смещать цвета. Чтобы этого не было, пользую обрезающий УФ/ИК фильтр от B+W. Это я к тому, что есть НД фильтры со слоем режущим УФ диапазон, мои Tiffen не такие, но вроде они обновили линейку. Правда не знаю режут ли они ИК.
Прикупил вчера себе серый фильтр Zeiss ND8х (обычный, не градиентный, хотя градиентный тоже хочу ) с целью его использования на улице с объективом Zeiss 85/1.4 в портретных целях. Задача стояла выяснить какой диапазон выдержек будет давать камера при F1.4-2.8 и ISO 100 при двух условиях съемки 1) яркое солнце и 2) тень. Выяснилось следующее: 1) Cолнце: ISO 100 + ND8 при диафрагмах F1.4-2.8 дает диапазон выдержек 1/200-1/1600 (те установка фильтра полностью решает поставленную перед ним задачу); 2) Тень ISO 100 + ND8 при диафрагмах F1.4-2.8 дает диапазон выдержек 1/20-1/200 (увы, для тени ND8 темноват и нужно либо ставить ND4, либо поднимать ISO до 200-400 при оптимальной выдержке для 85-го объектива 1/125). Поскольку съемка портретов на солнце не очень удачное решение, так как модель жмурится-щюрится, и лучше всего снимать при рассеянном освещении от сплошной облачности, тогда оптимальнее брать для этих целей ND4 (ну или смириться с тем, что придется уходить от "звенящего" ISO 100 на ISO 200-400). Вот такие вот пироги ... Да, эксперимент проводился на Sony a900.
В качестве защитного фильтра практически навечно поселился УФ-1х, маде ин КМЗ Потерь в резкости не обнаружено
Перепробовал за долгое время, еще с пленки кучу всяких фильтров, пришел к выводу, что они серьезно могут влиять на качество изображения, поэтому подходить к вопросу нужно максимально внимательно... В результате проб, ошибок и кучи зря потраченных денег могу рекомендовать только три варианта, но абсолютно беспроигрышных: серия B+W XS-Pro Digital MRC nano: защитный, полярик, ND, UV... Carl Zeiss серия T, также фильтры на любой вкус... Защитные фильтры Fuji на родных объективах, жалоб нет, а даже крайне доволен... А все эти Marumi, Kenko (пробовал даже новейшей серии Zeta+, сделано в самой Японии), и это еще из известных, есть ведь куча разного г...., горячо советую подарить людям, только встающим на путь постижения фотографии и делающим на этом поприще самые первые шаги... Да, еще есть самые хвалебные отзывы о Роденшток, но я пишу только о том, что сам использовал.
Я вот все хочу попробовать градиентные серые фильтры, чтобы верхняя часть неба была приглушена до линии горизонта, а нижняя прозрачная. Хорошо выравнивает дд кадра при съемке пейзажей на закате-восходе, да и днем тоже. Потом легче вытягивать кадр в целом. Но увы пока не получилось попробовать.
Пользуюсь такими много лет, вещь замечательная, даже абсолютно незаменимая при съемке рассветов - закатов, решает все проблемы с динамическим диапазоном. Однако есть проблемы: приходится его свинчивать - навинчивать постоянно, ведь сюжет все время меняется: вдруг в кадр попадет высокое дерево - приходится снимать... Видел и имею такие от B+W...