Три светильника это уже хорошо. Опишу схему изученную ещё в советское время, её вариантами я и сейчас пользуюсь. Слева от себя (можно и справа, но нас с детства приучают в школе к левому свету и нам так привычнее) ставим ведущий (рисующий) свет, выбирается самый мощный светильник. первоначально он должен светить на модель под углом 45 гр. сбоку и 45 гр. сверху на расстоянии 1,5-2 метра в зависимости от размера помещения. Далее с противоположной стороны хорошо бы пустить заполняющий свет, лучше рассеянный (зонт, софтбокс), интенсивность и дистанция подбирается визуально исходя из принципа "нравится-не нравится", но всегда слабее рисующего. Но, поскольку, светильников только три, то придётся использовать отражатели, их расположение подбирается по принципу для заполняющего света, на практике достаточно близко к модели. Переходим к контровому свету, его мощность должна быть сопоставима с ведущим, я, вообще, использую одинаковые светильники. Расположение обычно сверху в противопоставлении к рисующему, в нашем случае по правую от камеры сторону, направление на плечи и голову сзади, хорошо бы и слева установить ещё один контровой, но где ж его взять. Заканчиваем установку света фоновым, он самый слабый, на несколько ступеней от рисующего. Сажаем модель. Важно, в нашем случае модель располагается на камеру левым боком, фронтом на рисующий светильник, если захочется сделать снимок человека с другого бока, схему освещения придётся зеркально отобразить. Когда всё готово начинаем колдовать, меняем положение рисующего света так, чтобы получить понравившийся нам светотеневой рисунок, при портрете это как правило определяется по лицу, потом отражателем смягчаем тени, подправляем контровой и, при необходимости, фоновый свет. Если модель двигается начинаем всё работу сначала. Романтика, однако. При достижении положительного результата открываем записную книжку и делаем запись "Я гений".
спасибо! буду практиковаться. фоны парочку надо прикупить, а то только жуткие обои. лучше пытаться пока фон в глухую тень уводить. светильники, как видите, слабоваты, но если не капризное дите снимать, выдержка вроде достаточно короткая получается. а как фонарь на фон направляется? откуда, под каким углом?
Я два года "баловался" Френелем и, должен заметить, решил от него уйти, причин несколько, планирую через некоторое время изложить своё видение ситуации. Вернулся к "импульсу". Сейчас провожу эксперименты, добиваюсь прожекторного светотеневого рисунка, уже есть положительные результаты, но пока маловато фактического материала для закачки на форум да и "допиливать" кое-что необходимо, всё ж самодельное. Когда будет готово, выложу.
Посмотрите, может кому интересно будет - https://fotki.yandex.ru/next/users/volizugor/album/120940/view/597515?page=2 Купил за 800 рублей светильник люминесцентный, чуть больше 1 метра и только им и светил. Обратите внимание, что в глаха появился знаменитый блик, так называемый "кошачий глаз".
Френель был хорош очень давно сейчас это на мой взгляд устарело.Импульс чище с цветом,но менее предсказуем...особенно если много источников света 4-5 и больше.Когда хочется сделать что-то с узким пучком..просто одеваю софтбокс на вспышку,цепляя ее на трансмиттер,на стойку...и софтбокс частично закрываю черной тканью...довольно узкая полоска получается...а вообще постоянный свет мне милее,особенно на свадьбах на постановках...
Отличный портрет! судя по тому что увели в чб...видимо у светильника немного зеленый отдает оттенок?(у них это частая болезнь)..не понятно с глазами..он же прямоуголный а тут полоска...
У меня, как правило, фоновый светильник расположен прямо у пола (я сделал для него подставку со стандартным креплением), этого достаточно для подавляющего количества случаев, но пробовал и другие варианты. Вот, на скорую руку подобрал кое-что...
Френель хорош всегда, но с ним сложно работать, гораздо проще поставить два-три зонта (софтбокса) и не париться, народ так и поступает. Маркетинг тоже своё дело знает, производителям выгоднее втюхать дорогой моноблок и ещё кучу прибамбасов к нему, лучше так продать, чем голый и дешёвый прожектор. В результате современное поколение даже не знает, что шикарный снимок реально сделать при минимальном оснащении.
Blitzphoto, Blitzphoto, Да что вы хотите современное поколение даже про композицию ничего слышать не хочет...3 года поснимал и давай мастер классы давать..а френель..на мой взгляд все уже устарел..я о том что можно уже что-то более лучшее придумать...
У меня сложилось некоторое представление о Френелях и моноблоках именно в сопоставлении друг с другом, но об этом в следующий раз. А пока пара фотографий, свет импульсный, но по характеру похож на прожекторный, но пока материал слишком сырой, я над ним ещё работаю.
спасибо, кенито! давно вас не слышно со вчерашнего дня подобные статьи изучаю. не то чтобы что-то новое, просто раньше на этом не сосредотачивался. со схемами все понятно, конечно. а как берешься за фонарь, сразу чувствуешь себя бездарем... ниче, я настырный
кстати, вот мучаюсь вопросом, насколько мои фонари по мощности достаточны? во всех уроках используются достаточно мощные осветители, по крайней мере рисующий. у меня основной-светодиодная панель приблизительно 45Х50, 150 вт. свет дает не жесткий, очень нравится. но вот реально ли с таким источником живых людей снимать? те можно, конечно, поднять исо, но как-то... для объектива 85мм, к примеру, выдержка 1/60, которая у меня в основном выходила на дырке 5.6, коротковата, только штатив. вообще, как на практике: в студии снимают с рук или в основном со штатива? сам запутался... проще говоря, 150 вт 6000 Лм- реально в студийной съемке использовать как ключ?
Световой поток в 6000 Лм, в принципе, неплох, экспозиционные параметры при съёмке у меня примерно те же. Правда производители завышают числовые показатели своей продукции, но нам важнее фактический результат, а не цифры в паспорте. 1/60 – это выдержка, которая на самом деле длинновата, а не коротковата, она же дробь. Я заметил, что если модель при фотографировании будет совершать какие-либо движения, то в итоге получится смаз в кадре. 1/125 предпочтительнее, а 1/250 ещё лучше. С выдержкой понятно, но здесь на передний план и выезжает мощность рисующего света, казалось-бы чем больше, тем лучше. Но не всё так просто – я долгое время использовал прожектор в 650 Вт, оказалось свет очень яркий для глаз, модели некомфортно, дети капризничают, меня практически не видят, я ж в тени, да и сам я, когда подправляю свет, изрядно наловлюсь "зайчиков", одним словом "не комильфо". Кстати, это явилось одной из причин моего отказа от Френелей. Теперь по штативам. При съёмке с рук нам проще менять точку съёмки и ракурс, но это больше годиться в работе с импульсом. С прожекторами я снимаю со штатива. Тут есть правили известное ещё с плёночных времён – берём численное значение фокусного расстояния объектива, допустим, 85 мм и численное значение выдержки на камере, всё, что больше 85-ти нам подходит – 125, 250, 500 и т. д. снимаем с рук. Но 60, 30, 15... тут используем штатив. При съёмке на "кроп" (вносим коэффициент 1,5) данный пример годится для объектива 56 мм. Отталкиваясь от этих значений несложно расчитать предел возможности стабилизатора. Но тут надо помнить ещё и о телодвижениях самого портретируемого, чтобы не размазался в кадре, а также о том, что и камеру держать, всё-таки, надо твёрдо. Кстати, об экспозиционных параметрах, на этой ветке я выкладывал много фотографий с подробным описанием условий съёмки. Можно использовать в качестве пищи для размышлений.
спасибо! про выдержку, в принципе, в курсе)) насчет дискомфорта модели-это да. даже мой слабенький прибор нагрузку на глаза дает изрядную, специально под ним посидел. вот здесь и вопрос-не слабо и не сильно. мой вариант слабоват, наверное немного. впрочем, можно попытаться приспособиться. у меня есть один френель, те же 150 вт, нормально, при чем с диммером. можно пробовать схему: светодиод как рисующий, по тому же вектору френель послабее вывести и отражатели для смягчения теней. для начала может сработать? одна беда, цт у светодиода и френеля разная, надо будет вычислить, что в смешении получается примеры покручу, но думаю, пока сам не набью шишек, мне эти цифры мало помогут. камеры разные, оптика разная, фонари разные... и руки))
Я думаю, мысль правильная. Сам делаю следующим образом – баланс белого выставляю по рисующему свету с использованием серой карты. Если остальной свет при этом слегка уйдёт цветом, в разумных пределах, естественно, то это не слишком актуально. В этой ветке форума на странице пять я выложил тестовую съёмку серой карты освещённой прожектором на разных уровнях мощности. Там хорошо видно как цвет гуляет.