1. ВНИМАНИЕ! Все административные вопросы решаются через обратную связь или через личное сообщение пользователю с ником FujiClub

О профессиональном росте в фотографии

Тема в разделе "Флудильня", создана пользователем Pecten, 7 ноя 2022.

  1. Pecten

    Pecten Постоялец

    Регистрация:
    28 апр 2021
    Сообщения:
    48
    Симпатии:
    7
    Поделитесь своими историями о том, как пришли в фотографию, учились ли фотографии, порекомендуйте книги, которые оставили след в вашей памяти о фотографии и рядом с ней.

    Сегодня практически 99% людей имеют камеры: от мобильного телефона. У многих есть и камеры получше. Быть просто человеком с камерой и быть Фотографом - разные вещи. Техника сейчас несомненно крута как изделия Фаберже, а местами и превосходит их, однако далеко не каждый коллекционер фотооборудования есть фотограф.
    Мне, как начинающему фотографу с "фотошколой" в провинциальном городке, где учили быть фоторемесленником, было бы интересно услышать Ваши истории, как Вы стали фотографами, на кого ровнялись, есть ли какие книги, которые произвели на Вас впечатление, как шли к успеху. В общем Ваши истории и получить Ваши советы.
    С одной стороны я понимаю, что практика, самоанализ, подсказки коллег, и еще раз практика и выражение своих идей, насмотренности в практике, наверное, есть основа движения. Иногда, после прочтения очередной статьи, просмотра темы очередного форума, очередного видео возникает идея и прямо начинают чесаться руки, чтобы выйти на локацию и попробовать отснять что-то, ну или попробовать, потом посмотреть, получилось или не получилось, и если не получилось, попробовать понять что и попробовать снова.

    В общем немного философская тема.
     
  2. фарш

    фарш Старейшина

    Регистрация:
    4 дек 2015
    Сообщения:
    6.068
    Симпатии:
    12.302
    Ну что же, просили, получите: фотографирую с 12 лет, сейчас мне 61, образование это фотокружок при Доме Пионеров, первый фот Смена 8М.
    Никогда не интересовало то что не связано с нажиманием на кнопку спуска и с тем что затем вижу на мониторчике камеры и ноута (сегодня), не считаю что для того что бы водить авто надо заканчивать МАМИ или МАДИ да ещё и курсы по экстремальному вождению.
    Там же в Доме Пионеров был "художественный" кружок, но своеобразный, мы с руководителем ходили в лес и искали коряжки из которых затем добывали Скрытое, чистили, лачили и выставляли в ДК на витрине, так вот из десятка адептов пять не видели нифига, руководитель им говорил что из чего можно сделать, три видели кое что (я в том числе) и двое видели такое, что мне бы и в голову не пришло, вот Это и есть для меня смысл фото, увидеть не то что все и так видят, а то что никто кроме меня не увидит.....
    До сих пор в восторге от того что не надо часами сидеть в тёмной комнате, что бы увидеть что получилось. Профессиональный рост не интересует от слова, Совсем, именно такой подход я и называю словом, Фотолюбитель...
    Доказывать ничего никому не буду, не трудитесь......
     
    Андрей Варкентин, Pecten и Серж[42] нравится это.
  3. Pecten

    Pecten Постоялец

    Регистрация:
    28 апр 2021
    Сообщения:
    48
    Симпатии:
    7
    @фарш, спасибо за развернутый ответ.
    А "коряжки" - это имеется в вилу форма и линии на них?
     
  4. Сергей Миронов

    Сергей Миронов Модератор
    Команда форума Худсовет клуба

    Регистрация:
    17 сен 2014
    Сообщения:
    14.081
    Симпатии:
    45.870
    Адрес:
    г.Мытищи
    Тема, безусловно, интересная, вот только, что касается лично меня, который держит в руках фотоаппарат больше 50 лет и когда просят рассказать, то часто рассказ идёт несколько часов. Мне не раз даже советовали книгу написать.) Есть чем поделиться, да только ленивый я, да и больше всего мне нравится фотографировать, а не истории писать.
    Но немного все же расскажу. Так же впервые фотоаппарат появился в 13 лет - сразу ФЭД-2. Служба в армии дала мне возможность стать фотографом части. Вернулся и устроился на работу фотографом, а вечером - учился. Защитил Диплом в 1979 году в единственном тогда в СССР заведении, где готовили фотографов-портретистов для Службы Быта. Счастлив был тем, что мои преподаватели были известные люди и книги многих сегодня уже библиографическая редкость. Особую благодарность хочу выразить нашему наставнику именно по портрету - Леониду Курскому. В интернете сегодня видел ролики с его уроками. Он привил свой фанатизм к этому жанру и мне. Отсюда, наверное, и моя любимая книга "От ремесла к искусству" Наппельбаума.
    И, как именно фанат каждые выходные объезжал букинистические магазины Москвы в поисках всего, что связано с фотографией: от журналов, книг и до редких, дореволюцонных изданий. Впитывал все, как губка, общался с коллегами и общение было живым с очень интересными и известными в нашей среде людьми. Всё что удавалось достать из фотоаппаратуры, оптики и аксессуаров (купить в СССР было не так просто) - это заслуга нескольких комиссионных магазинов. Сутками простаивал внутри и на улице, знакомился, а через приёмщиков, местных завсегдателей и барыг именно доставал, менялся и круг этих людей рос. Именно благодаря таким связям попал в АПН где впервые познакомился с импортными плёнками, фотобумагой, химией...
    Но самый большой шок был когда появилась цифра... Мой сын делал кому-то а/машину и у человека не хватала денег рассчитаться. Так у меня в руках оказалась "мыльница" - Canon IXSUS с 3 мп) Реально обалдел, когда "щёлк" и сразу на экранчике видна картинка.) И нет теперь запаха химикатов в моей фотолаборатории, нет разъедающих ладоней реактивов, нет темноты, фотоувеличителей, громадного глянцевателя АПСО...
    Ну а потом, как многие: первая зеркальная цифровая камера Canon 20D и полноформатная Canon 5D, оптика... Сегодня в восторге от беззеркалок и именно от Fuji. В настоящее время снимаю исключительно на СФ - Fuji GFX 50s и 50sII.
    Главное, что тема эта вечная, нескончаемая и мне это очень даже нравится!)
     
  5. фарш

    фарш Старейшина

    Регистрация:
    4 дек 2015
    Сообщения:
    6.068
    Симпатии:
    12.302
    Точно и чем замысловатей тем больше простор для воображения и это почти всегда корни.....
     
  6. Pecten

    Pecten Постоялец

    Регистрация:
    28 апр 2021
    Сообщения:
    48
    Симпатии:
    7
    Не смотря на краткость, очень интересный рассказ. Ключевым моментом в нем стала не варка в собственном соку из разряда "я мастер и так вижу" а живое общение и чтение книг, я так понял.
    В этом контексте есть еще один вопрос: насколько полезным для роста может стать посещение новичку фотоклубов? Вроде как там есть живое общение.
    Я вспоминаю видеокурс Евгения Тимашева, там есть глава про "интимный пейзаж", где акцент делается именно на форму какого либо объекта, которым может быть старое кривое дерево или торчащие корни.
     
  7. foxtrot

    foxtrot Старейшина

    Регистрация:
    24 янв 2018
    Сообщения:
    288
    Симпатии:
    318
    Адрес:
    Томск
    @Pecten,
    Да почти любая информация скорее будет на пользу, чем во вред.
    Я вот, например, жалею, что в своё время не записался ни в один кружок или на какие-то "живые" курсы, чтобы кругозор расширить.
    А сейчас оно уже как-то и не нужно, потому что и времени, и желания особо нет; но, с другой стороны, я пришёл к тому, чтобы не подгонять себя, не пытаться сфотографировать "хоть что-то", высосать какой-то сюжет из пальца, лишь бы техника не залёживалась и вот это всё.
    Есть кого или что фотать — фотаешь, а нет — не мучай, как говорится, одну часть тела.

    Но если есть вариант и нет внутреннего отторжения, то мне кажется, любая возможность хапнуть что-то новое должна быть использована.
     
    Pecten нравится это.
  8. Сергей Миронов

    Сергей Миронов Модератор
    Команда форума Худсовет клуба

    Регистрация:
    17 сен 2014
    Сообщения:
    14.081
    Симпатии:
    45.870
    Адрес:
    г.Мытищи
    Безусловно, общение необходимо. Мне повезло в жизни, что работал и учился, т.е. практика сочеталась с теорией. Многие в нашей группе учились лишь для корочки и далёкое представление имели о профессии. Да и информации (о чем и писал, что постоянно искал книги) тогда не было никакой. Сегодня есть интернет, есть видеоуроки, есть фотосайты, форумы и поэтому неслучайно люди общаются, спрашивают, спорят и даже ругаются.)
    У меня сегодня много учеников, есть и те, кто сам создал и руководит фотоклубами. Дети приходят, с интересом впитывают информацию, постоянно устраивают фотоконкурсы и это общение помогает расти в творческом плане. В этом году несколько раз был председателем фотоконкурсов и вижу горящие глаза не только ребят, но и тех, кто уже состоялся. Это и есть живое общение, т.к. не только хвалишь коллег, но и по просьбе организаторов часто проводишь разбор снимков. И всегда акцентирую важный момент на таких встречах: я, как "играющий тренер" - мне больше нравится именно фотографировать, а не учить, не навязывать, но направлять...
     
    Андрей Варкентин и Pecten нравится это.
  9. KaDmiy

    KaDmiy Старейшина

    Регистрация:
    1 сен 2021
    Сообщения:
    109
    Симпатии:
    425
    Снимаю 1,5 года. До этого фотографией не занимался. Сфера деятельности связана с визуальной составляющей, так что некоторый смежный опыт был.
    Фотоаппарат взял в руки, чтобы помочь в пристройстве кошек из приютов и передержек. Отсюда некоторое количество фотографий в соответствующей ветке. Втянулся, захотелось разобраться. В итоге закончил начальные онлайн-курсы по фотографии. Из книг больше всего запомнилась:
    "Дыко Л. Основы композиции в фотографии". Краткая, но кладезь информации. Единственное - лучшее ее читать уже имея опыт фотографии. Либо перечитать спустя год.
     
    Pecten нравится это.
  10. ammf

    ammf Активный пользователь

    Регистрация:
    24 фев 2020
    Сообщения:
    153
    Симпатии:
    74
    Л.П. Дыко, "Беседы о фотомастерстве". Полезная вне-временная книга.

    Арнхейм. "Искусство и визуальное восприятие"

    Так называемая "черная серия" книг издательства "Мир" выпущенная в советские годы. Особенно университетский учебник Митчела ("Фотография") и книги по конкретным жанрам в этой серии. Но сегодня наверное такие книги будут тяжеловаты для восприятия цифрографом, поскольку (а) написаны с учетом технологий пленочной фотографии (б) написаны несколько устаревшим языком, более тяжеловесным нежели привыкли сегодня читать.

    Серия книг Дж. Хэджкоу... (там у него много издано, полезного на любом этапе освоения фотолюбительства) по технике и технологии фотографии....

    Вудхед. Творческие методы печати в фотографии (устарело это всё на самом деле безнадежно...)

    на самом деле, на мой взгляд с высоты пройденного сегодня имеется немного смысла читать старые книги про технику фотографии. Поскольку инструментарий кардинально изменился. И не менее двух третей сакральных знаний старых книг, посвященных теме "как получить приличную фотку" - в значительной мере потеряли свой содержательный смысл . Поэтому если Вы хотите рекомендаций полезных сегодня книг, то в сегодняшних условиях имеет смысл смотреть скорее на книги посвященные общим принципам построения изображений, композиций, колорита... нежели фотографические книги прошлых лет, объясняющие технику или технологию фотографии, которые читали кто-то и когда-то много лет назад. Фототехнология меняется бешеными темпами, подходы к "освоению ремесла" тоже. Насколько понимаю, запрос - в попытке повышения собственного фотомастерства? Тогда скорее читать не про технологии именно фотографии, а скорее про другие вещи. И альбомы мастеров... окажутся тоже полезными для просмотра.


    И да, насколько понимаю это не имеет никакого отношения к формально заявленному в заголовке темы. Если говорить именно о том, что вынесено в заголовок, то есть об "профессиональном росте..." то книжки требуются совсем иные: по бизнес-коммуникации, по маркетингу, по позиционированию (Дж. Траут, "позиционируйся или умирай"... и т.п.). Полезно также почитать что-то типа основ бухгалтерского учета, чтобы правильно формировать понимание собственных производственных и непроизводственных затрат и т.п. В общем, профессиональный рост, развитие именно как профессии - это совсем другая тема.



    А вот тут нас поджидает методическая засада.

    Поскольку если идет о людях, что прошли этот путь обучения, то большинство шло так же как и вы - начиная от освоения основ ремесла - технических манипуляций... Сейчас такой путь в значительной степени обесценился. Какая-нить девочка-припевочка, с сугубо художественным образованием, взяв в руки современную беззеркалку (показывающую результат прямо в видоискателе) может дать фору многим фотографам, которые тридцать лет назад упорно и с энтузиазмом учились заправлять пленку в бачок, или же же пятнадцать лет назад читали книги по ту препресс-подготовку прошлых лет, надобность в которой сегодня стремительно исчезает... Собственно поэтому прошлый опыт обучения, путь обучения, который прошли фотографы тридцать... двадцать... и даже десять лет назад - в плане "учиться быть фотографом" может быть неоптимален сегодня. А сегодня может быть актуален немного другой learning way. Не умаляя того пути, что прошли люди отписавшиеся уже тут, нельзя не отметить, не факт что Вам нужно повторять это. Впрочем, тут решение за Вами...





    Ну, типа того...

    Освоение предметной области сегодня - это интерактивная деятельность. А с современным фотоинструментом, когда результат виден почти сразу (в отличие от прежних времен) это дико эффективно.... В целом, в цитате Вы довольно близко подошли к теме самообучения. Это закольцованный примерно таким образом процесс. И... (просто забавный факт, частным образом) наиболее эффективным учителем фотографии в моем случае оказался человек, который вообще не умеет фотографировать. Просто он был неплохим преподавателем живописи и учил видеть цвет и тональности, преимущественно.
     
    Pecten, Vladimir Fedotov и Николай И. нравится это.
  11. Pecten

    Pecten Постоялец

    Регистрация:
    28 апр 2021
    Сообщения:
    48
    Симпатии:
    7
    @ammf,
    Спасибо за развернутый ответ. Факт развития технологии бесспорен, и если раньше, покупая условный mamya 645 фотографы изучали матчасть про пленки, химическую технологию проявки и прочие технические аспекты работы с пленкой и тратились на эту составляющую, отдельно учились определять экспозицию по внешнему экспонометру и т.д., то современные технологии избавили людей от всего этого, уменьшили вес и размер камер, повысили комфорт работы, сократили шкаф для фотооборудования до полки с оным (я имею ввиду без комплекта студийного света) и требуют от фотографа по сути только следующие вещи:
    1) умение красиво снимать
    2) умение себя позиционировать и продавать
    3) иметь компьютер/ноутбук для постобработки.

    То есть вектор имеет направление "меньше техники - больше творчества", акцентируя работу фотографа практически над художественной частью, фотоаппарат больше стал этакой кистью, не мешающей фотографу снимать. Поэтому, как Вы сказали, Ваш лучший учитель не был фотографом, он был художником.
    Я не буду скрывать цели создания этой темы: прочитав истории и советы реальных людей, как прошли люди свой путь и добились успеха, мне было бы проще вынести урок и пройти свой путь более эффективно. Конечно, заморачиваться сейчас с технологией пленки я не буду, это отдельное, больше философское, состояние. Просто понимаю, что упираюсь в какой-то барьер в голове, знаю, что есть куда расти дальше по качеству визуала, и не хочу останавливаться.

    Поэтому на текущий момент я выношу из темы следующее:
    1) постоянная практика и эксперименты с последующим анализом полученного результата, выделение эффективного т неэффективного
    2) просмотр работ мастеров, их анализ, что было эффективно
    3) изучение книг по творческой составляющей в фотографии, просмотр интернет-материалов по фото-теме от адекватных авторов, добившихся успеха в выбранном жанре.
    4) живое общение с другими фотографами - посещение фотовыставок и фотоклубов

    Для себя я выбрал эти пункты, потому что это моё хобби.
     
  12. Fotolub

    Fotolub Старейшина

    Регистрация:
    7 авг 2017
    Сообщения:
    2.303
    Симпатии:
    1.058
    Из книг еще порекомендую Лапина "фотография как" (по-моему ).
     
  13. ammf

    ammf Активный пользователь

    Регистрация:
    24 фев 2020
    Сообщения:
    153
    Симпатии:
    74
    Тут сложно советовать, потому что неизвестно на каком этапе Вы сегодня,
    и что уже пройдено, и давно закрепилось. И какие именно барьеры возникли.

    Если "Беседы о фотомастерстве" или Лапинская "Фотография Как..." не будут никаким откровением, как и большинство переводных книг по фотографии на полках современных магазинов с заглавиями типа "Как делать фотографии Hi-класса..." тогда спектр литературы начинает меняться в сторону не ремесла, а вообще принципиальных подходов к отображению визуального. Начиная с эссе Сьюзан Зонтаг или Ролана Барта... скажем.

    Когда-то мы с устоявшимися фотографами (которые в общем достигли вершин именно ремесленного и технологий) обсуждали список литературы для дальнейшего совершенствования. В этом списке оказались те авторы, которые трансформируют у человека отношение к реальности. например Чарльз Тарт. Но нужно ли на данном этапе сие именно Вам - не знаю. Возможно и нет.

    В вопросе эстетического развитии фотографа как художника можно выделить два больших кластера движения: (1) освоить то, что является коллективным накопленным опытом в предметной области... грубо говоря научиться снимать как остальные мастера (2) Выйти за границы того устоявшегося, ремесленного, что уже является мейнстримом в предметной области, поскольку этот мейнстрим уже сделан, доминирует, и работать в рамках него скучно и нет смысла. Это два разных вектора изменения себя. Как правило человек в фотографии осваивает этап #1 (ну или по крайней мере стремится именно к этому), назовем это "желанием подражания мастерам". И очень многие на этом этапе останавливаются и вполне счастливы с достигнутым умением "вкусно фотографировать". И это, быть может, правильно и полезно. Если не стоит несколько иных целей. Есть люди, которые сразу решают идти в сторону #2, минуя этап#1. Их очень мало, но они есть. Имеется лично у Вас стремление к такому или нет - не знаю. Если не имеется, то тот путь который Вы для себя наметили - вполне рабочий. Если имеется, то контакты с традиционным "миром фотографии" могут быть даже тормозящими. Потому что "варясь в фототусовке" сознание неизбежно будет стремиться к творчеству именно в рамках уже имеющегося визуального мейнстрима, в рамках той фототусовки, её стилистики, которая Вас привлекает и которая является для Вас визуальной ценностью. Если именно это - ваша текущая цель на данном этапе, то Вы уже верно и вполне разумно для себя планы наметили.
     
    KaDmiy и Николай И. нравится это.
  14. Pecten

    Pecten Постоялец

    Регистрация:
    28 апр 2021
    Сообщения:
    48
    Симпатии:
    7
    к сожалению, большинство таковых книг написаны исключительно с коммерческой целью заработать на продаже этой книги. Как и половина курсов с таким названием. Расскажут про диафрагму, выдержку, технику и правило третей.

    это уже звучит интересно.

    я для себя воспринимаю это как этапы.
     
  15. Fotolub

    Fotolub Старейшина

    Регистрация:
    7 авг 2017
    Сообщения:
    2.303
    Симпатии:
    1.058
    Тоже напишу "пару " строк. Где-то лет в 12 мне отец подарил ф-аппарат Зенит 3-м. Затянуло. Потом по знакомству перепал "Оптимак" , это такой мини-компьютер для цветной печати. Тогда у меня был Никон-2 (если не ошибаюсь) Закончил Казанский Университете по специальности ВМК - вычислительная математика и кибернетика. Занимался спортом всё это время (МС по плаванию и КМС по волейболу). От скуки поступил во ВГИК. Отучился 2 курса , правда. Работал на местном телевидении (Казань). ушел тоже от скуки. Потом подтянули к клубу Динамо (Казаночка) , где тоже работал 3 года администратором. Сейчас фотография - мой основной заработок. Но, я всегда настороже и готов ко всему. Мне почти 52 года.

    Пока это ВСЁ.
     
  16. Элиша бен Баз

    Элиша бен Баз Старейшина

    Регистрация:
    14 май 2016
    Сообщения:
    3.555
    Симпатии:
    5.534
    Все началось когда меня еще не было. Моя мама училась в институте и на день рождения ей подарили фотокамеру Смена.
    Отснимав подружек и друзей мама купила фотоувеличитель на заработанные на практике деньги и очень скоро остыла ко всему этому.
    Все это осело у дедушки в квартире. И дедушка подсел на фото. Когда мне сукнуло лет 11, дедушке подарили новенький ФЭД.
    И вот эта смена попала ко мне в лапы. С увеличителем, бачком для проявки пленок, ванночками, термометром, пинцетами, песочными часами и прочей трахимундией.
    И понеслось.. Первая книжка тоже была от дедушки. Какой то учебник по фотографии 50-х годов.
     
  17. Velesich

    Velesich Старейшина

    Регистрация:
    28 авг 2015
    Сообщения:
    7.150
    Симпатии:
    6.532
    Адрес:
    Томск
    У меня книги в семье были только по искусству - в основном альбомы. От отца достались два Зорких с Индустарами-22, первый снимок сделал когда отец попросил их снять - мне было года четыре. Далее аппараты постоянно сопутствовали мне, но профессионально фотографией не занимался, кружков не посещал.
     
    alessandro нравится это.

Поделиться этой страницей