Когда руки чешутся поставить компактную светосильную старую оптику, на ум приходят старые японские дальномерные камеры - в них нет зеркала, значит рабочий отрезок в пределах 28мм - а это то что надо для БЗК. Выбор пал на фотоаппараты Yashica. Заказал с Авито две камеры - одна 45/1.7, вторая 35/1.8 Выбирал в полурабочем состоянии - так дешевле. Камера Yashica Wide мне обошлась в 2 с чем-то тысячи вместе с пересылкой. ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ - ОБЪЕКТИВ РАДИОАКТИВЕН. Фирма Yashica применяла в оптическом стекле оксид тория. О чем собственно говорит знак атома возле надписи Yashica. Радиоактивна задняя линза. Как показал замер объектива в интернете - прямо на поверхности линзы 15 микрозиверт. https://www.youtube.com/watch?v=OWgYhQnRcWM Немного теории: Распад тория-232 происходит по следующему направлению: α-распад в 228Ra (вероятность 100 %, энергия распада 4 081,6(14) кэВ) : энергия испускаемых α-частиц 3 947,2 кэВ (в 21,7 % случаев) и 4 012,3 кэВ (в 78,2 % случаев). Длина пробега альфа-частиц в воздухе обычно менее 10 см. Так, например, альфа-частицы с энергией 4 МэВ обладают длиной пробега в воздухе примерно в 2,5 см. В воде или в мягких тканях человеческого тела, плотность которых более чем в 700 раз превышает плотность воздуха, длина пробега альфа-частиц составляет несколько десятков микрометров. При движении альфа-частицы в веществе она создаёт сильную ионизацию окружающих атомов и в результате этого очень быстро теряет энергию. Энергии альфа-частиц, возникающих в результате радиоактивного распада, не хватает даже для преодоления мёртвого ороговевшего слоя кожи, поэтому радиационный риск при внешнем облучении такими альфа-частицами отсутствует. А теперь факты: При съемке никогда прямого контакта с задней линзой нет. Излучение на себя заберет фотоаппарат - матрица, плата, корпус, дисплей. По бокам излучение поглощает металлический корпус объектива. Спереди несколько линз. Если снимать через экран (ливвью по зеркальному), держа фотоаппарат на расстоянии полметра от себя, то вообще никакой речи об облучении быть не может. А вот лизать заднюю линзу крайне не советую Итак. Продолжение ниже.
Объектив встроен в камеру, с камеры он снимается только путем разбора камеры. Байонета не имеет. Поэтому байонет необходимо изготовить. Оптическая схема - планар. Точной схемы нет, но при разборе - типичный планар. Объективы таких камер имеют встроенный затвор. Поэтому его необходимо демонтировать. Диафрагма данного объектива состоит из ДВУХ лепестков очень странной формы.
Байонет. Как я упоминул выше - объектив не имеет байонета. По сути мне пришлось сделать заново основание, куда крепятся направляющие и геликоид. В качестве основы был выбран валяющийся байонет от Helios-44K4. Путем обработки его напильником и минидрелью, он был полностью переделан под новое «место работы». Промежуточное кольцо между байонетом Fujifilm X и основанием объектива выполнил токарь по чертежу. Мне осталось его только доработать фрезами и проверлить отверстия и нарезать резьбу. В качестве байонета Fujifilm X использован переходник CCTV-FX. Он тоже доработан напильником. Для того, чтобы объектив работал корректно и имел бесконечность - задняя часть линзоблока тоже была доработана напильником. Вся конструкция изнутри была задута грунтом и черной матовой краской.
А теперь - стоило ли оно того? Особой резкости на открытой по всему кадру я не заметил - по центру резкость достойная, к краям начинает теряться. И это на кропе. По мере закрытия диафрагмы резкость возрастает. Контровой свет не любит - дает цветные блики. Хроматики я не заметил - смотрите кадр с солнцем через листву - хроматики нет вообще. Конечно, этот объектив дает возможность делать винтажные кадры из 60-70х годов. Ну и необычная форма диафрагмы вносит свою изюминку в фотографии. В целом - объектив интересный. Может вполне потягаться с китайскими мануальниками, а учитывая, что стоимость вышла примерно такая же, и к тому же на объективе красуется надпись YASHINON - на зависть многим олдскульным фотографам.