1. ВНИМАНИЕ! Все административные вопросы решаются через обратную связь или через личное сообщение пользователю с ником FujiClub

Обработка фотографий – общие принципы и подходы, советы новичкам

Тема в разделе "Практика фотографии", создана пользователем swlad, 8 фев 2017.

  1. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.301
    На форуме не так много мастеров, профессионально обрабатывающих свои фотографии. Много среди нас и тех, кто сравнительно недавно начал осваивать съемку в РАВ с последующей обработкой. Не все могут пойти на очные курсы (в замкадье с этим вообще туго), у кого-то просто не хватает времени для глубокого погружения в тему, поэтому очень многие пытаются разобраться в этом вопросе самостоятельно. И, несмотря на обилие в интернете разного рода уроков, книг, обучающих видеокурсов и прочего, зачастую приходится вновь и вновь изобретать велосипед и наступать на те же грабли, по которым до них уже прошли многие другие.
    Именно поэтому у меня возникла мысль сделать ветку, в которой можно будет обсуждать отдельные вопросы обработки фото, советоваться, делиться опытом и т.д. без привязки к конкретным программам, т.е. обсуждать общий подход и общие для всех программ принципы, специфику обработки различных видов фотографий (пейзажи, портреты и т.д.), не устраивая холивара на тему «какой РАВ-конвертор круче».
     
    wind610 нравится это.
  2. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.301
    Начну с себя.
    Итак, перелопатив кучу обучающих материалов и потренировавшись на своих «шедеврах», я для себя сформулировал такой примерный алгоритм обработки фотографий:
    1. После открытия фотографии в программе-конверторе первым делом правлю геометрию снимка (выравниваю горизонт, исправляю искажения объектива и т.д.) и кадрирую фото;
    2. Следующим этапом иногда применяю к кадру пленочные профили, но последнее время чаще пропускаю этот этап, отталкиваясь от стандартного профиля и накручивая цвета и прочее на свой вкус;
    3. Далее идет коррекция экспозиции и регулировка светов и теней (я часто снимаю немного в минус, делая чуть более темный снимок для лучшей прорисовки неба и прочих светлых деталей). При этом чаще всего (для пейзажей, трэвел-фото и мужских портретов) света увожу еще больше в минус, одновременно поднимая белые, так лучше прорабатывается текстура светлых деталей, облаков и прочего. Но при обработке женских портретов наоборот, стараюсь смягчить детали в светах, поэтому светлые – немного в плюс, белые – в минус. Далее, если необходимо, немного высветляю тени и опускаю черные. Ползунок контраста использую редко и в небольших пределах, на мой взгляд, он работает слишком грубо, если снимку катастрофически не хватает контраста – предпочитаю повысить его с помощью кривой;
    4. Далее – регулировка баланса белого и возможно – еще чуть-чуть корректировка светов/теней;
    5. Затем – общая настройка сочности и насыщенности фотографии. Здесь, если говорить о ЛР, обычно немного (не более +10) поднимаю Clarity, добавляю сочность вторичных цветов с помощью Vibrance (опять же, очень аккуратно, в небольших пределах, выше +20 - крайне редко), а вот общую насыщенность ползунком Saturation, обычно либо немного в минус (примерно на половину того значения, на которое добавил Vibrance, чтобы не допустить излишней кислотности снимка), либо вообще не трогаю, т.к. мне кажется, что лучше поднимать насыщенность и яркость отдельных цветов, а не всего кадра в целом;
    6. Теперь как раз идем в настройку отдельных цветов и подстраиваем яркость и насыщенность там, где это необходимо. К слову сказать, на снимках с Фуджи на закладку с этими регулировками заходить приходится гораздо реже (а вот фото с Кэнона, например, почти всегда требовали разгона отдельных цветов, т.к. если линейно поднять все цвета сочностью и насыщенностью – получалось не очень хорошо, некоторые цвета сильно «выпячивались»). Тут, по большому счету, вкусовщина, кто-то любит яркие, «вкусные» фото, а кому-то - наоборот, больше нравятся спокойные, пастельные тона;
    7. Теперь наступает время локальных коррекций. В ход идут градиенты и кисти, с помощью которых, при необходимости, дополнительно прорабатывается небо, убираются мелкие дефекты кожи, делаются ярче глаза и зубы и т.д. Вообще, часто эти операции выполняются уже в фотошопе, но в том же ЛР инструменты для этого работают не хуже, при этом пользоваться ими интуитивно понятнее и проще, так что я часто грубую обработку таких вещей предпочитаю делать в конверторе;
    8. Далее я раньше прямо в проявщике подстраивал резкость и шумодав, но последнее время предпочитаю делать это в ФШ, на последнем этапе при подготовке фото к публикации, поэтому в конверторе наоборот, выкручиваю резкость в ноль. А вот шумодав родной при аккуратном использовании работает вполне неплохо, так что если есть необходимость снизить шум – это вполне можно сделать и в конверторе. Но это – применительно к ЛР, если же работать в Иридиенте или Ниндзе – там резкость подстраивается качественнее и вполне можно делать всё прямо в конверторе;
    9. Наконец, завершающий этап. Раньше я прямо в конверторе делал экспорт в джипег с ресайзом фото до нужного размера с одновременным повышением резкости. Но последнее время предпочитаю загрузить обработанное фото в фотошоп и довести его до ума там (хотя, признаюсь честно, фотошоп я знаю плохо, и возможности его использую максимум на пару процентов). На этом этапе обычно получается такая последовательность действий:
    − Если речь идет о портрете – то окончательно устраняются дефекты кожи и убираются лишние волоски и прочие ненужные детали (используя штамп или корректирующую кисть), в особо ответственных случаях – выравнивается текстура и тональность кожи (тут помогает частотное разложение), затем, при необходимости, очень деликатно подправляются всякие выпуклости/вогнутости (типа грудь модели нарастить или прическу попышнее сделать);
    − Для пейзажей – проще, разве что бывает необходимость убрать из кадра мусор тем же штампом;
    − Вот теперь добавляю резкость, обычно использую либо контурную резкость, либо цветовой контраст;
    − Уменьшаю размер фото. Раньше просто делал ресайз до нужного размера с бикубическим повышением резкости (иногда – в два этапа), последнее время чаще использую плагин C3С;
    − Наконец – экспорт в джипег. В принципе, чаще ресайз и экспорт делаю одновременно, но тут уж кому как удобнее.

    В-принципе, слов получилось много, но на самом деле, такая обработка занимает не так много времени, обычно минут 10 вполне достаточно, разве что с портретами подольше получается.

    Ни в коей мере не буду утверждать, что всё нужно делать именно так. Наоборот, будет интересно, если кто-то захочет поделиться своим алгоритмом или поправит меня, обратив внимание на то, что я делаю неправильно или неэффективно. Так что буду признателен за конструктивную критику и разумные советы.
     
    Dmit, Kultegin, Егор SEM и 4 другим нравится это.
  3. alessandro

    alessandro Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    31 янв 2013
    Сообщения:
    3.160
    Симпатии:
    3.107
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Мне кажется про баланс белого забыли. По моему мнению его надо, как минимум, вторым пунктом ставить. Потому что влияет на света и изменение ББ может потребовать дополнительные действия со светами и тенями

    Отправлено с моего ASUS_T00N через Tapatalk
     
    Skier нравится это.
  4. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.301
    У меня он четвертым пунктом идет.
    Как раз с пометкой, что возможно потребуется еще чуть-чуть подстроить света/тени.
    Тут на мой взгляд, нюанс в том, что 3 и 4 пункт можно поменять местами, но они взаимосвязаны.
    Если сначала выставить ББ, а потом гонять точки белого/черного и тянуть света/тени, проявившаяся картинка может все равно потребовать ещё подстроить ББ, на более контрастном снимке неточности цветовой температуры, как мне кажется, заметнее.
     
  5. TOnOP

    TOnOP Старейшина

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    656
    Симпатии:
    490
    Это очень сложно. Обычно просто брякаю на auto в Лайтруме, потом настраиваю ББ, потом уже точки и тени/света и остальное
     
  6. Дiд МаZай

    Дiд МаZай Старейшина

    Регистрация:
    14 мар 2014
    Сообщения:
    4.353
    Симпатии:
    5.859
    Адрес:
    г. Самара
    Долго сижу с равом в ACR, последовательно проходя по всем пунктам, что описал уважаемый swlad. Потом ещё кручу слои в PS CC. А потом беру камджипег, засовываю его в PS Elements 14, жму кнопку "Интеллектуальная автокоррекция" и долго думаю - а на #уя я трачу время на равы... :D:D
    ____________________________
    Это, конечно, шутка, но в каждой шутке лишь доля шутки. Бывает, что мне не удаётся получить в ACR + PS результат лучший, чем камджипег + Elrments ;)
    Но чаще удаётся :drinkbuddy:

    Кстати, если уж смотреть на тему широко... Крутил множество равов с Про-2 и Т2. Восхищался их ещё большей гибкостью, пластичностью и информативностью. А потом взял несколько камджипегов из сети, прогнал их через Elements-Auto, и понял, что с Про-2 и Т2 можно с равами не париться в 90% случаев. Кмамджипеги реально круты, очень точны по цвету, имеют отличный ДД и правильный ББ даже при сложном свете. Лёгкое, почти незаметное доведение до блеска в Elements, занимающее меньше секунды (время нажатия меню "Автокоррекция") - и шедевр готов. Если ещё и сюжет поймать - то хоть в глянец, хоть на выставку. А равы остаются нам, технодр...ам :drinkbuddy:
     
    Azamat77, Old-Keeper, Vlad_DDDD и 3 другим нравится это.
  7. TOnOP

    TOnOP Старейшина

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    656
    Симпатии:
    490
    Видимо, к выходу X-T34 реализуется мечта иметь одну кнопку "шедевр" прямо на камере :) Плачу, как же Эдоб будет выживать... :(
     
    Vlad_DDDD и Дiд МаZай нравится это.
  8. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.301
    Бывают ситуации, когда я с первого взгляда не могу сообразить, что можно сделать с картинкой.
    В таких случаях иногда тоже жму на автокоррекцию, смотрю, какие ползунки куда поехали и тогда уже в голове появляются мысли, в каком направлении идти дальше.
    Но сам по себе результат автокоррекции ни разу не показался идеальным...
     
    Dmit нравится это.
  9. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.301
    Я как-то очень настороженно отношусь к коррекции джипега. Обычно начинают лезть какие-то артефакты, шумы и прочее.
    А вот с камджипегом поиграться иногда полезно бывает, сделать внутрикамерным проявщиком несколько вариантов джипега с разными настройками и выбрать наиболее интересный...
     
    Дiд МаZай и Vlad_DDDD нравится это.
  10. AndyGS

    AndyGS Старейшина

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    859
    Симпатии:
    1.299
    Адрес:
    Москва
    тоже иной раз в С1 применяю автокоррекцию к равкам, тоже чтобы посмотреть с чего начать, но часто так и оставляю =)
     
  11. Дiд МаZай

    Дiд МаZай Старейшина

    Регистрация:
    14 мар 2014
    Сообщения:
    4.353
    Симпатии:
    5.859
    Адрес:
    г. Самара
    Elements функцией "Интеллектуальная коррекция" очень аккуратно работает с джипегом. Практически никогда не портит снимок, даже на высоких исо. А общее восприятие улучшается просто зримо. Но, конечно, никаких изысков эта коррекция не даёт, ничего интересного из неё не получишь. Интересное - только из рава :)
     
  12. ekar

    ekar Один из первых

    Регистрация:
    11 дек 2012
    Сообщения:
    4.334
    Симпатии:
    3.263
    Адрес:
    санкт-петербург
    шадрин предлагает такую последовательность действий для фундаментальной цветокоррекции:

    в первую очередь, понятно, имеет смысл выровнять/кадрировать изображение и установить максимально корректный бб и экспозицию.
    далее по пунктам даются рекомендации с применением конкретного инструмента. на самом деле, выполнить можно десятком способов.

    нижеперечисленное алексей обозвал гештальт-параметрами изображения. ну, слово модное, почему бы и нет.


    1. Общий контраст. отношение точки белого к точке черного. банально смотрим на гистаграмму и уровнями подтягиваем ползунки светов/теней, если гистограмма не доходит до 255 (или немного меньше) и 0 соответственно.

    2. Контрастность. "темп" перехода, те регулирует плавность перехода от теней к светам. можно применять S-образную кривую. у шадрина она фактически центрированная, но по мне так это не правильно, тут уж от снимка зависит. кривую рекомендуется применять в режиме люминосити, а потом уже переводить в нормал. так проще для восприятия, тк при изменении формы кривой изменяется не только контрастность, но и хроматический контраст.

    3. Хроматический баланс. правка "ухода" изображения в "неправильный" тон. шадрин для примера использует кривые в ргб, просто тянет за центр нужную кривую, убавляя или увеличивая оттенок. по мне так в лаб точнее.
    Можно, конечно, использовать «маркеры эванса», те поискать серые области на изображении еще при поиске нужного бб и тяпнуть пипеткой, но далеко не всегда работает.
    Вообще, он рекомендует поменять 2 и 3 пункты местами.

    4. Хроматический контраст. «разгон» цвета. самое простое - инструмент hue/saturation. двигаем ползунок saturation до момента, когда картинка становится несмотрибельной, потом потихоньку снижаем. у меня обычно раза в два меньше значение выходит от порогового. но вообще для разгона самое наглядное, на мой взгляд, растаскивание концов кривых А и В в лаб.

    5. Хроматическая контрастность. «скорость» перехода от нейтралей (плюс-минус) к максимально насыщенным элементам изображения, те «темп» нарастания насыщенности цвета (плавно/резко). плавность перехода, в частности, дает ощущение барочности, сохраняет валер. параметр, сугубо на вкус фотографа. главное не выйти за рамки ментального эталона. к тому же рекомендуется применять его осторожно, так, попробовать.
    для повышения хром. контрастности (увеличить темп перехода) предлагается работа с инструментом vibrance. необходимо ослабить интенсивность «малых и средних цветностей» и оставить нетронутыми высокие.
    в инструменте vibrance ползунок vibrance тащим влево, снижая общую насыщенность изображения (в основном действует на мало и средне насыщенные области, но задевает и высокую насыщенность). второй ползунок-saturation, тянем вправо. в этом инструменте он воздействует как раз в основном на наиболее насыщенные участки. в итоге, снижая насыщенность в слабых и средних областях и восстанавливая наиболее насыщенные участки - повысили «темп» перехода.

    6. Колорит. понятие уже из области живописи, тут решение творческих задач.


    настоятельно рекомендуется:

    • при обработке фото, где присутствует знаменитый скинтон (не крупнолицевой, студийный портрет, а ростовой, поясной снимок на пленере и тп), закрыть в начале обработки маской лицо и все операции проводить не заглядывая под маску. после выполнения всех процедур, подправить скинтон (сaucasianskinbalance). как правило, насыщенность, оттенок.
    • сначала выполнить фундаментальную цветокоррекцию, а потом уже думать о решении художественной задачи.

    далее косметика, вроде чистки от визуального мусора, выравнивания кожи ну и тп. кто владеет (и кому это вообще требуется), тот конечно делает полный, кошмарный в своем многообразии курс ретуши.

    локальные коррекции - маски/слои.


    работа с визуальным объемом и резкостью изображения. визуальный объем отчасти закладывается при съемке, отчасти доводится в редакторе. Сейчас духу не хватит еще 6 часов шадринского курса превратить в конспект))

    вероятно, для кого-то это все покажется банальщиной, но мне привело в порядок на понятийном уровне то, что иногда делал интуитивно и некую систему помогло выстроить.
    все неоднозначно, дискуссионно, но неплохо работает
     
    Skier, swlad и alex1974z нравится это.
  13. TOnOP

    TOnOP Старейшина

    Регистрация:
    16 апр 2015
    Сообщения:
    656
    Симпатии:
    490
    Поясню. ББ смысла нет ставить, пока экспозиция неверная. Посколько auto в последних версиях Лайтрума работает более-менее прилично, то это меня устраивает на первом шаге, как первая точка отсчета. Иногда после этого, правда, приходится обратно вернуть экспозицию:) После выставления ББ, обычно, еще раз auto, а дальше уже начинаю вносить свои исправления. Иногда даже сбрасываю результат auto и делаю сам, если Лайтрум уж совсем куда-то не туда забрёл. Это чисто для экономии времени. Авто нажать недолго, а результат вполне удовлетворительный в 90% случаев для начала работы. Так, чтобы сразу все стало отлично, честно сказать, тоже не припомню.

    P.S. Кстати, у всех T2 слегка в мадженту уводит ББ? Я пока не много на него отснял - холодно, показалось, что в помещении, во всяком случае, T1 лучше выстраивал тинт, а Т2 лучше выстраивает температуру.
     
  14. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.301
    ekar, это уже следующий уровень, для новичка, мне кажется, сложновато.
    но полезно в любом случае, учтем...
     
    Dmit, Den_mrt и Дiд МаZай нравится это.
  15. AndyGS

    AndyGS Старейшина

    Регистрация:
    19 янв 2016
    Сообщения:
    859
    Симпатии:
    1.299
    Адрес:
    Москва
    ekar, 1,2,3,4, 5 пункты делаются в кривых одним разом, т.к. любое изменение кривой изменяет все эти величины. поэтому в кривых ловим точки черного, белого, серого, затем выгибаем как надо (для разных контрастов) и все. Изредка надо по отдельности для каналов ловить белое и черное.

    Причем для правильно проэкспонированного кадра изменения минимальны и в основном сводятся к предпочитаемому (в силу национальности, темпераметра и прочего) контрасту.

    А сложные моменты цветокоррекции (например использование источников света с разной температурой) невозможно унифицировать.
     
  16. ekar

    ekar Один из первых

    Регистрация:
    11 дек 2012
    Сообщения:
    4.334
    Симпатии:
    3.263
    Адрес:
    санкт-петербург
    ничего сложного, это как раз основа. все инструменты простые, к тому же не уникальные. можно заменять более привычным. без понимания как и зачем новичок так и будет тыкать в авто улучшайзеры и бессистемно крутить фото, в надежде на чудо.
     
  17. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.301
    Согласен, но я всё же исхожу из того, что снимок изначально проэкспонирован правильно или с незначительными отклонениями.
    Кстати, именно благодаря Фуджикам я "распробовал" полностью мануальный режим (удобные крутилки плюс ЭВИ - вещь!) и сейчас чаще всего снимаю именно в нем, соответственно, по экспозиции обычно всё изначально близко к норме и существенных коррекций не требуется, только с ДД поработать.

    У меня на Т10 примерно такая же картинка наблюдается, очень часто ББ приходится чуть в более теплую сторону сдвинуть...
     
  18. ekar

    ekar Один из первых

    Регистрация:
    11 дек 2012
    Сообщения:
    4.334
    Симпатии:
    3.263
    Адрес:
    санкт-петербург
    так кто бы спорил. если у вас получится разом все это проделать в одном наборе кривых, это здорово. мне проще на корректирующих слоях по пунктам. можно изменить, ослабить, не трогая весь набор. и к примеру, не вижу смысла возиться с набором кривых, подтягивая концы гистограммы к крайним значениям. куда проще уровни подтянуть. опять же, что-то делаю в лаб. ну и собсно писал выше, что это алгоритм для понимания того, что требуется для фундаментальной цветокоррекции, а уж чем и а как она будет выполнена, вопрос предпочтений
     
  19. swlad

    swlad Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 янв 2016
    Сообщения:
    5.434
    Симпатии:
    9.301
    Кривые - это просто?
    Хм...
    Я пока хотя бы в общих чертах уловил суть и принципы работы с ними, прошло немало времени.
    Хотя - не дурак, вроде ;)
     
  20. ekar

    ekar Один из первых

    Регистрация:
    11 дек 2012
    Сообщения:
    4.334
    Симпатии:
    3.263
    Адрес:
    санкт-петербург
    ну, если хотите базовую обработку освоить, то и кривые и каналы придется. а что в них сложного?
    мне казалось, здесь речь идет скорее об осмысленном алгоритме обработки, подразумевая владение основными инструментами
     

Поделиться этой страницей