Только что приехал ко мне Voigtlander 75 2.5 MC Color Heliar (http://lens-club.ru/lenses/item/c_1315.html). Его покупке, как и полагается, предшествовали муки выбора. О них-то, как раз, я и хочу поведать, потому что оказался этот случай довольно интересным и не очень избитым. Началось всё с того, что, имея мануальные портретные объективы, я не очень-то ими пользовался из-за их чрезвычайной нетранспортабельности. Иногда знал, что может понадобиться портретник, но брать было слишком лень. Появилась хотелка: нужен объектив с фокусным 70-135 мм, который можно было бы легко взять с собой. А то что я как лох: у меня одна из самых компактных камер, а из-за объективов толку от этого не много! Я человек скромный, фотограф любитель, деньжат не много и т.д., с чего я начинаю? Разумеется с перебирания различных объективов под М42 и Canon, т.к. объективов различных куча, и они самые недорогие. Однако, я довольно быстро понял, что ничего оптимальнее Samyang 85 1.4 Aspherical IF (http://lens-club.ru/lenses/item/c_579.html) и МС Юпитер-37А 135 3.5 (http://lens-club.ru/lenses/item/c_48.html), которые у меня уже есть, найти не смогу. Не говоря уже о том, чтобы получить ту же производительность в значительно меньшем корпусе. Только адаптер с М42 и Canon вон какой здоровый! Далее я напал на тему киносъемочных объективов с байонетом C-Mount. Вообще тема довольно интересная, да и картинки с таких переделок мне показались очень занятными (https://club.foto.ru/forum/view_topic.php?topic_id=490386&page=1#listStart). Но вот проблема: большинство таких объективов не кроют APS-C сенсор, да и Micro 4/3 с виньетированием. Хотя может кто-нибудь влюбится в круглые изображения, которые так классно можно обрезать в квадрат и выкладывать в Инстик. После этого на Авито я случайно увидел произведения различных самоделкиных из старых киносъемочных (проекторных) объективов, которые пересаживали в геликоиды от других объективов, чтобы вернуть калекам с родовой травмой возможность наводиться на резкость. Таким образом я узнал, что существуют киносъемочные объективы, кроющие APS-C (https://nukemall.livejournal.com/53517.html). Кстати сказать, 35мм киношные - это не полный кадр фото! Проблемой этих объективов являются их непредсказуемость, вид франкенштейна и низкая ликвидность. Если для кого-то эти пункты оказались желанными, то существует парень, который этим занимается и может сварганить вам на заказ, у него даже канал есть на YouTube (https://www.youtube.com/channel/UC0m_DyLs9VfPoVpzht0d8vA), через который его можно найти. Также на нашем форуме есть соответствующая тема (http://fujifilm-x.ru/threads/obektivy-kinosemochnye.2076/). Собственно этот товарищ и навел меня на мысль о М39 (L39, LTM, LSM, Leica M). В своих объявлениях он писал, что использует геликоиды от старых объективов М39, т.к. адаптер под них значительно меньше, чем под М42. Факт известный и абсолютно очевидный, т.к. М39 - это дальномерные камеры, в которых нет зеркала, а значит и не нужен на столько длинный рабочий отрезок. Раньше я относился к таким объективам с какой-то опаской: старые (убитые и оптически несовершенные), редкие, да еще и дорогие (в случае с Leica)! Но на этот раз я, как загнанный в угол зверь, подумал заехать в комиссионку и пощупать объективы М39. И там я увидел Юпитер-3 50 1.5 (http://lens-club.ru/lenses/item/c_280.html), он просто красавец, супер-маленький! Да еще и картинку выдает вполне себе классную! У него есть брат: Юпитер-9 85 2.0, который подходил мне по всем параметрам: правильное фокусное, размер, вес и светосила. У нас также есть тема по М39 (http://fujifilm-x.ru/threads/dalnomery-sssr-s-m39-leica-screw-mount-jupiter-industar.1671/). Я воспрял духом, но беда снова пришла откуда не ждали! К сожалению, чудес не бывает: большинство линз для дальномерных камер были произведены во времена, когда мультипросветление было еще недоступным. Используя такие линзы сейчас, с технической точки зрения, мы получаем худшую цветопередачу и большие проблемы при работе в контровом свете. Если для кого-то это наоборот флер и шарм старых объективов, то мне с эти возиться не хотелось, потому что я хотел именно штатный универсальный портретник. Жертвами моего следующего удачного нападения стали иностранные статьи любителей Leica, они описывали, кто есть кто по жизни среди объективов леечного королевства (https://www.cameraquest.com/mlenses.htm , https://www.cameraquest.com/ltmlens.htm ). В этих статьях объективы ранжированы по фокусному расстоянию, по привлекательности покупки, по резкости, по весу и т.д. Всем, кто собирается покупать М39, настоятельно советую ознакомиться! Собственно, переходим к Voigtlander. Из указанных выше статей узнаем, что, во-первых, Voigtlander одни из лучших объективов по соотношению цена/качество, а во-вторых, одни из немногих имеют мультипросветление. Они его получили, потому что, на самом деле, не являются старыми объективами, а выпущены уже сравнительно недавно, после покупки японской компанией Cosina бренда Voigtlander в 1997 году (http://printservice.pro/istorija-kompanii-voigtlander). Японцы смекнули, что хоронить дальномерки еще рано, и выпустили целый ряд объективов под них (https://r-s-u.livejournal.com/11400.html). Таким образом, Voigtlander - это компактные объективы, выполненные по относительно современным технологиям в Японии под немецким брендом, и которые не стоят как Leica! Шик! Как наиболее компактный был выбран Voigtlander 75 2.5 MC Color Heliar LTM. Существует еще версия для зеркалок с пометкой SL (http://fujifilm-x.ru/threads/voigtlander-75-2-5-sl-color-heliar-xpro1.573/). Я не буду расписывать, на сколько объектив хорошо сделан, как классно он выглядит и т.д. Приведу лишь небольшое сравнение характеристик и сравнение фото. Сравнение характеристик: 1) Voigtlander 75 2.5 Вес: 230; длина с адаптером под Fuji: 75.6; фильтр: 43 (как у Fuji XF35 WR). 2) Voigtlander 75 1.8. То же, но более светосильное (http://lens-club.ru/lenses/item/c_1317.html). Вес: 427; длина с адаптером под Fuji: 84.9; фильтр: 52. 3) Юпитер-9 85 2.0 Вес: 360; длина с адаптером под Fuji: 76.1; фильтр: 49. 4) Canon 85 1.9. Так же один из лучших вариантов цена/качество (http://lens-club.ru/lenses/item/c_5923.html). Вес: 410; длина с адаптером под Fuji: 95.8; фильтр: 48. Не под дальномерки: 5) Samyang 85 1.4 Вес: 513; длина с адаптером под Fuji: 98.3; фильтр: 72. 6) Юпитер-37А МС 135 3.5 Вес: 410; длина с адаптером под Fuji: 113.5; фильтр: 52. Родные: 7) XF35 WR 35 2.0 Вес: 170; длина: 46; фильтр: 43. 8) XC 16-50 OIS 3.5-5.6. Взят, как всем известный ширпотреб. Вес: 195; длина: 65; фильтр: 58. По характеристикам видно, что с точки зрения компактности Voigtlander 75 2.5 уступает разве что одному из самых маленьких фиксов под Fuji X. Остается вопрос устойчивости к контровому и общего качества изображения. Да простят меня эстеты, но сравнение я буду проводить среди абсолютно разных объективов, чтобы такие неучи, как я, заодно взглянули на изменение перспективы и степени размытия в зависимости от фокусного расстояния. Условия освещения сложные, а сами кадры чисто технические и не представляют художественной ценности. Тестирование: Обычная комната, грязный свет: одна лампа под потолком, другая настольная. Для более светосильных проведены снимки с закрытием диафрагмы до значений более темных. Выдержка для каждого объектива была выставлена минимальной с точки зрения самой камеры (т.е. когда она предпреждает, что будет шевеленка). Во время проявки для всех была выставлена одна цветовая температура, проведена коррекция виньетирования и экспозиции (потому что автоИСО не так уж идеально работает). Потом фото сжато. Извиняюсь, в одном фото на XF35 дрогнула рука, сразу не заметил. Хочу сказать, что это абсолютно точно не тест на резкость. Кроме этого, в EXIF фото №13-16 ошибочно записано фокусное 135, хотя там 85 мм. Галерея с тестовыми фото: https://photos.app.goo.gl/y4b8nZRxAlZmvxg52 Без контрового света (в сторону уменьшения фокусного расстояния): 1) Юпитер-37А МС 3.5 1/125 2500 +0.5 2) Samyang 85 1.4 1.4 1/125 640 +0.5 3) 2.0 1/125 800 +0.5 4) 2.5 1/125 1250 +0.5 5) 3.5 1/125 2000 +0.5 6) Voigtlander 75 2.5 2.5 1/125 2000 +0.2 7) 3.5 1/125 2500 +0.2 8) XF 35 WR 2.0 1/80 320 +0.8 9) 2.5 1/80 400 +0.8 10) 3.6 1/80 800 +0.8 11) XC 16-50 OIS 3.5 1/30 320 +0.8 С контровым (в сторону уменьшения фокусного расстояния): 12) Юпитер-37А МС 3.5 1/125 1000 +0.8 13) Samyang 85 1.4 1.4 1/125 250 +1.0 14) 2.0 1/125 250 +1.4 15) 2.5 1/125 250 +1.8 16) 3.5 1/125 800 +1.4 17) Voigtlander 75 2.5 2.5 1/125 640 +1.1 18) 3.5 1/125 800 +1.3 19) XF 35 WR 2.0 1/80 200 +0.9 20) 2.5 1/80 200 +1.4 21) 3.6 1/80 320 +1.5 22) XC 16-50 OIS 3.5 1/30 200 +1.4 Мои выводы по Voigtlander 75 2.5: контровой держит хорошо, боке довольно классное (скорее всего, понравится любителям Planar, потому что Heliar - родственник), контраст в норме, открытая дырка рабочая. В общем все на уровне с современными линзами при очень компактных габаритах. Мое мнение о других объективах, участвующих в тестировании: лучший универсальный объектив для Fuji X - XF 35 WR, в нем все хорошо; лучший недорогой мануальный портретник для всех систем - Samyang 85 1.4, как не крути, а 1.4 есть 1.4 (на М39 есть 1.4, но он Leica и стоит ого-го); худшие дела с контровым у Юпитер 37А, не смотря на то что он МС (на фото видны разноцветные блики). Обзор получился в стиле все обо всем, но, честно говоря, мне такого формата и не хватает в сети. По появлению качественных, уже художественных, снимков буду пополнять тему.
Побольше бы таких обзоров!!! Voigt 75/2.5 был один из первых мануальных объективов, который купил на Fuji XPro1. Он до сих пор есть есть у меня в коллекции, продавать не собираюсь. Хотя была хондра, выставил на продажу, но вовремя одумался. "Творческий путь" выглядел так: Voigtlander Color Heliar 75/2,5 Nikon Ais 85/2 Fujinon 56/1.2 Canon FDn 85/1.2L
Как обещал, немного живых фото. Просто спонтанные фото. 1) ISO 200, f2.8 (или 3.5), 1/500, Velvia 2) ISO 200, f4.0, 1/250, ЧБ. Резкость здесь не проверяйте: я немного промазал. Выявленные особенности: 1) Быстросъемная крышка объектива, одевающаяся прямо на установленную бленду - это просто верх эргономики, особенно для тех, кто не щелкает часто и любит держать объектив закрытым. В принципе на ощупь объектив просто конфетка! 2) Коротковатый ход фокусировки. С одной стороны, в сочетании с довольно маленькой дыркой 2.5, это делает фокусировку быстрой. А с другой, точность все-таки хромает. Я встречал на иностранных сайтах, что этот объектив называют "стритовым", что, по-моему, полностью оправдано. Но, на мой вкус, я бы добавил градусов 20 хода. 3) Резкость у объектива, на глаз, практически не меняется на всех диафрагмах и по полю кадры. Никакой звенящей резкости нет. 4) Боке. Я не делал специальных тестов на боке, но, честно говоря, боке как будто тоже не особо меняется на разных диафрагмах. Думаю, что это моё субъективное виденье после более длиннофокусных и светосильных объективов. Боке не кремовое, но и не нервное. В целом пока объектив оставил ощущение какого-то винтажа, хотя таковым не является. Думаю, что это связано с умеренной резкостью и особенностями боке, которые я не могу объяснить.
Так на Фудзиках ее нет даже на считающемся очень резким 35/1.4, если не убрать шумодав до конца влево. Для Джипег надо ставить максимальное качество. Что касается боке, то на первом кадре с девушкой явно присутствует объем, не каждый объектив даже 85 мм так способен. Но если вам кажется, что для 75 мм объектив простоват по картинке, то тогда нужен кинопроекционный Schneider Cine Xenon 75/2 (даббл-гаусс) или наш киносьемочный Ломо ОКС 1-75-1 75/2 .
Ну дык,планар и портретник.Есть Лейц старый, кажется тоже 75.Очень на определенную фотографию.Те,кому такое надо,давно оценили,и потому-то цена после окончания производства подскочила.Таких стекол на рынке вообще раз-два.А некоторые компании даже выпускают стекла,которые могли бы имитировать подобную картинку.ИМХО через время будет стоить еще дороже,когда мода на "звенящую резкость" выветрится.Я не говорю,что резкось плохо или не важно.Просто она должна быть к месту и как можно более естественной.
На днях смотрел фотки с Mitakon 50/0.95. Не знаю как он будет на кропе, но на ФФ Сони очень понравился. Одним словом китайцы молодцы, видимо давно почувствоали, что не "резкость наше все", и движутся в верном направлении. Еще бы наши олухи восстановили производство кинообъективов серии ОКС в современном дизайне под фото- и кинокамеры. Цены на ОКС 75/2 не зря так вскочили, картинка очень породистая. А посмотрите сколько стоит современный китайский кинообъектив Cine-xenon 75/2. В нем тоже нет автофокуса ...
Круто! Круглая диафрагма из 50-60х и зеленое просветление как у военной оптики времен холодной войны и Nikon Ais ...
Митакон ))) Цитирую голос за кадром "bokeh is very nice" - при этом в кадре жуткая кома как на источниках света так и на кружках боке даже в середине кадра.
Ну правильно,не Нохтилюкс.Тут апланат нужен чтоб без комы и астигматизма.Но это за другие деньги.И все же линза неплохая,если прикрыть хотя бы на стоп.У иных,даже именитых,значительно более дорогих и такого не найдешь.Возьмите хотя бы печально знаменитый кеноновский полтос. И кстати на обсуждаемом Фойхте все "радости" тоже присутствуют.Посмотрите хотя бы фотки на ветке.А ведь дырка 2.5.
@leonid gabelev, Если прикрыть на один стоп, это будет 1.2, посмотрите что может Samyang 50mm f1.2 крайне рекомендую И стоит он совсем недорого.
Так он и интересен дыркой O.95, на 1.2 выбор из старых стекол довольной большой. Что касается темы ветки, а именно Voigt 75/2.5 MC, то советую обратить внимание для кропа на Fujinon TV 75/1.8, новый стоит около 200$, юзаный дешевле. Он занятно на кропе бокешку крутит, так как Гелиос 40 на полном кадре. Знатоки пишут, что в нем использована та же оптическая схема Биотар, как в оригинальном Биотар 75/1.5. Верится с трудом, но то что крутит бокешку похожую на Гелиос 40, этому есть масса примеров в инете. Эх, был бы у меня кроп ....
Станислав, у Вас такая колекция оптики, что продав что нибудь можете себе мешок с кроп тушками прикупить
Смотрел примеры C-Mount, у одних производителей круг даже кадр Oly 4/3 без виньетки не кроет, а у других на APSC виньетки нет. Ширики конечно все с виньеткой. А вот полтиннрики- средние телевики, тут есть варианты. Поэтому надо смотреть конкретную модель. Про Fujinon TV 75/1.8 честно говоря не знаю, кроет он на открытой APSC или нет.