Выгуливал вчера фотоаппарат, поснимал городские и пригородные пейзажи и пришел к выводу, что снимать пейзажи я не умею. Реально - часть снимков пошла в урну, причем только потому, что неудачно была выбрана точка фокусировки и резкость на картинке ушла непонятно куда. Поэтому - "вопрос в студию", объясните чайнику, куда надо фокусироваться, чтобы получить качественную картинку? Вот, допустим, на примере: Куда правильнее фокусироваться, снимая подобные сюжеты? Хочется, чтобы резкими были и трава на переднем плане, и кусты на среднем, и дома на заднем... Ткните пальцем, посоветуйте, как бы вы выбрали точку фокусировки в данном случае?
Tankir, если не ошибаюсь - фокус на доме, хотя наверное можно было бы попробовать сфокусироваться по кустам на дальнем берегу (точнее - по границе воды и кустов)...
swlad, попробуйте вот здесь почитать. Там вроде достаточно подробно и понятно описана данная проблема.
IgLa, спасибо, я эту статью читал, даже по приведенной в ней формуле сделал собственную табличку для расчета гиперфокального расстояния. Тут вот какая штука получается. С теорией я более-менее разобрался, книг по фотографии перечитал немало, и уроки всякие смотрел. Но как только дело доходит до практики - все, кранты, мозг отключается. Вижу какую-то картинку, которую хочется снять, и в азарте только базовые вещи делаю (диафрагму подкорректировать, и то - если не забуду, скадрировать, горизонт выставить). А вот вдумчиво с остальными настройками поиграться (точку фокусировки подвигать, прикинуть более подходящий пленочный профиль и т.д.), прежде чем на спуск нажать - на это соображалки уже не хватает. Думаю, это проблема многих начинающих фотографов. И понятно, что чем больше практики будет - тем меньше будет возникать подобных вопросов. Ведь даже если бы этот конкретный вопрос возник непосредственно в месте съемки - ничего же не стоило сделать несколько кадров, сфокусировавшись на разных токах, а потом спокойно сравнить, подумать, проанализировать... Но нет же, щелкнул практически на ходу и пошел дальше, а голова включилась только потом... Да, еще, насчет ГРИП и гиперфокала. Все это больше имеет смысл при работе с ручной фокусировкой, а когда пользуешься автофокусом - видимо, отталкиваться надо от чего-то другого, все равно надо найти какой-то объект на нужном расстоянии, чтобы сфокусироваться на нем, и при этом еще следить, чтобы экспозамер правильно отработал...
swlad, Так снимайте все подряд, и экспериментируйте с настройками! Поставьте, например, пленочные профили на удобно доступную кнопку и пробуйте на каком-нибудь сюжете их перебрать все. И так далее... Но для этого как раз удобна кнопка AE Lock, Вы прикрываете по возможности диафрагму, выбираете точку для корректного (на Ваш взгляд) экспозамера, затем блокируете экспозицию, и фокусируетесь по нужной Вам точке. Т.е., с экспозамером уже проще все. Ну а дальше - пробовать фокусироваться на разных объектах, делать несколько кадров и смотреть, что получается с фокусом. На дисплее тут же можно проверить, насколько устроит выбранная точка. Все остальное - пленочные профили, экспокоррекция и т.д. - перед кадром...
IgLa, пленочные профили я на кнопку повесил почти сразу. Хотя реально пользуюсь только парой - стандартной и астией. Остальные как-то не вызвали особого восторга. Видимо не попадал в ситуации, когда другие профили более выигрышные. Кнопкой блокировки экспозиции иногда пользуюсь, иногда наоборот - фокус фиксирую. Т.е. стараюсь использовать все возможности.
Я фокусируюсь на середине сцены с учетом гиперфокального расстояния. Диафрагма 8 и меньше. Все просто. В пейзажных снимках важна резкость всей сцены и детализация. Можно немного оставить передний план вне зоны резкости если мешает.
buzzet-hk, вот с передним планом у меня частенько проблемы и возникают. Мне нравятся пейзажи, на которых есть несколько выделяющихся объектов на разных дистанциях - что-то интересное на переднем плане, хорошо бы и на среднем что-то, в чему глаз переместится следующим шагом, наконец - задний план, фон. При этом если объект на переднем плане некрупный - приходится подходить ближе к нему, чтобы выделить, подчеркнуть его роль в кадре. И возникает ситуация, когда передний план выходит за пределы зоны резкости, не вписывается в гиперфокал. А если фокусироваться на этом объекте - размывается задник. А это не всегда устраивает. К тому же на экране фотоаппарата все фото кажутся резкими и недостатки видишь только после загрузки в комп, и бывает обидно, когда хороший кадр оказался неудачным только из-за резкости... И получается, что против физики и оптики не попрешь. Сшивать фото из нескольких кадров с фокусом на разные точки я пока не умею, да и к тому же, например, делая на прогулке практически на бегу несколько десятков кадров, замучаешься их потом фотошопить. Вот и пытаюсь понять, как все-таки поступать, чтобы количество брака было минимальным, но при этом не колдовать над каждым кадром подолгу...
Кстати, на 10-ке в видоискателе картинка на мой взгляд, более детальная, чем на дисплее. Для оценки резкости - вполне. А физику - да, не обманешь. Видимо, здесь выход - брать пошире. Это же 16-50? Ближе к 16-ти должна гораздо больше глубина резкости быть.
да, но в любом случае - что на экране, что в ЭВИ картинка выглядит резкой даже если на самом деле есть проблемы с фокусом. Это я понимаю, но видимо я неправильный фотограф, я не люблю делать фото на короткофокусные объективы, у меня большинство снимков сделано на фокусном от 24 и длиннее, а там ГРИП уже не такая.
Тем не менее пейзажниками являются именно ширики, у них и ГРИП ширьше , и видоискатель очень даже помогает оценить резкость картинки.
Velesich, ну уж прям так именно ширики... в горах и в холмах и 135мм маловато, приходится двухсотку доставать По теме - каждый раз надо искать точку фокусировки, чтобы все важные элементы вошли в зону резкости. Гиперфокал не всегда "канает", особенно на телевиках. Схема проста, смотрите что должно быть в резкости, делите эту зону на три и уходите фокусировкой вглубь на 1 треть (ну, про диафрагму не пишу, и так понятно, надо поджимать по возможности). Да, занимает-отнимает немного времени. С другой стороны, если не охота заморачиваться, то значит и не стоит фотографировать =) PS Кстати, мы же в мире цифры, поэтому, если передний план сильно далеко от заднего, то можно сфокусироваться на переднем, затем на заднем, а затем в фотошопе соединить, там и фича для этого есть удобная.
воот, мне разок попадался подобный совет, я как-то пропустил его "мимо ушей", а зря. если подумать - очень здравый совет, спасибо. Вы меня не совсем поняли. Заморачиваться я не против. Но не всегда это возможно. Представьте ситуацию: быстрая прогулка (например - турпоездка, где экскурсовод водит народ за собой, не давая особо времени на детальное изучение места, да еще остальные туристы все время загораживают кадр, или просто приехали в незнакомый город, пошли пройтись и посмотреть достопримечательности, но времени мало). В такой ситуации частенько нет возможности постоять, подумать, вспомнить теорию, сделать какие-то расчеты или просто снять один и тот же кадр в нескольких вариантах. Конечно, опытный фотограф на интуитивном уровне выставит оптимальные параметры и сделает хороший кадр. Но я-то - фотограф сильно начинающий, быстродействие маленькое... Вот и хочется понять принципы, позволяющие уменьшить риск ошибки...
AndyGS, диафрагму при съемке пейзажей стараюсь держать в пределах 8-11, сильнее зажимать не рекомендуют обычно, тем более - на китовом объективе, он хоть и неплох, но все же...
В гористой местности наверное даже предпочтительней длинный фокус А по теме, если снимаю на широкий угол, выбираю что то среднее между дальним и ближним планом на чем фокусируюсь, зажимаю до 10-13 и все в фокусе
я вот уже несколько раз замечал, что мне при съемке подобных кадров использовать ручной фокус. автофокусом порой не получается (например, на нужной дистанции просто нет каких-то заметных контрастных предметов), и возможность вручную выставить дистанцию очень выручает. наверное, поэтому я с мануальными объективами люблю пейзажи снимать...